Новые деньги не спасут белорусский рубль от девальвации.
Уже на следующей неделе белорусы будут держать в руках новые деньги. Чтобы подготовиться к деноминации, не только государству, но и бизнесу пришлось заплатить кругленькую сумму, пишет naviny.by. Какой эффект получит страна от перехода на новые деньги?
Экономия государства и затраты бизнеса
Предполагается, что на 1 июля 2016 года, когда в стране появятся новые деньги, в обращении будет находиться около 600 млн экземпляров банкнот старого номинального ряда, для их замены потребуется порядка 80 млн экземпляров новых банкнот. Таким образом, в результате деноминации, по оценкам Нацбанка, обработка новой денежной наличности будет стоить в семь раз меньше.
Помимо банкнот с 1 июля появятся в обращении еще 400 млн экземпляров монет. Согласно официальным расчетам, переход на монеты также принесет государству экономию, ведь если срок службы банкнот мелкого номинала составляет от 6 до 12 месяцев, то срок обращения монет — 10-15 лет.
Сумма, которую государство заплатило в 2008-2009 гг. за изготовление новых денежных знаков, не раскрывается. Тем не менее, несмотря на затраты, государство считает деноминацию оправданной процедурой — экономические агенты (в первую очередь, население), заявляют власти, наиболее позитивно воспринимают денежные единицы с наименьшим количеством нулей.
Уже до конца текущей недели новые денежные знаки должны поступить в коммерческие банки, благодаря которым новую наличность смогут получить предприятия и населения.
Подготовка комбанков к деноминации стоила последним немало сил и средств.
«Затраты на «железо» были не очень большими — до 100 тысяч долларов. Намного больших затрат стоило обновление программного обеспечения. Оказалось, что это требует кардинальных изменений — из-за того, что в обращении появятся копейки», — рассказал представитель одного из банков.
По словам участников финансового рынка, даже относительно новые автоматизированные системы, которыми пользуются банки, не предусматривали учета операций с копейками.
«Белорусские банки давно работали только с круглыми числами. Автоматизированная банковская система, операции, касающиеся межбанковского взаимодействия, давно были настроены таким образом, что любую запятую воспринимали как ошибку», — рассказывает эксперт БелаПАН в финансовых кругах.
[За доработку программного обеспечения в связи с деноминацией банкам пришлось заплатить приличную сумму.
По информации БелаПАН, прямые затраты банков, связанные с подготовкой к деноминации, составили от полумиллиона до миллиона долларов (расходы конкретного банка варьировались от размера бизнеса, состояния программного обеспечения и инфраструктуры).
Помимо прямых затрат, связанных с деноминацией, банкам пришлось понести и другие издержки.
«Вмененные расходы оказались в том, что последние полгода до деноминации банки не могли внедрять новые продукты. Выводить новые продукты и одновременно с этим готовить их к деноминации проблематично, поэтому де-факто пришлось заморозить планы по развитию бизнеса в предденоминационный период», — констатирует эксперт БелаПАН в финансовых кругах.
Копейки появятся (не)вовремя
Затраты белорусские предприниматели раздувать не любят, а тем более в нынешнее сложное экономическое время. Поэтому найти в бизнес-кругах тех, кто положительно отнесся к затратам, связанным с деноминацией, нам не удалось.
«Многие расходы по проведению деноминации пришлось нести субъектам хозяйствования. Деноминация — это государственная акция. Почему за нее должен расплачиваться бизнес? Это неправильно», — считает почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей Георгий Бадей.
Бизнес воспринимает деноминацию не как панацею от бед, а как дополнительные организационные расходы, говорит председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.
«Каждой компании пришлось понести денежные и трудозатраты, чтобы подготовиться к деноминации. Другое дело, бизнес прагматичен, и раз принято в государстве решение проводить деноминацию, то все будут нести связанные с этим расходы», — констатирует Александр Швец.
В финансовых кругах существует мнение, что власти путем деноминации и возврата копеек в денежное обращение пытаются воссоздать образ белорусского рубля как устойчивой денежной единицы.
Однако в предпринимательских кругах существуют сомнения в том, что рубль отныне будет надежно защищен от девальвационных процессов.
«Сказать, что у бизнеса существует огромная потребность отсекать нули, нельзя. Тем более, полной уверенности в том, что наша экономика изжила эмиссионные накачки, которые тянут за собой инфляцию, у бизнеса также нет», — говорит Александр Швец.
В результате того, что нулей на банкнотах станет меньше, уровень доверия к белорусскому рублю не поднимется, считает Георгий Бадей.
«Какое может быть доверие к национальной валюте, если мы за последнее двадцатилетие вынуждены семь нулей снимать?!» — задается риторическим вопросом почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей.
Памятую о событиях недавнего прошлого, представители делового сообщества отмечают, что решение о введении в денежное обращение копеек является преждевременной мерой.
«Благодаря копейкам повысить доверие к национальной валюте не получится. Копейки можно вводить тогда, когда стране удалось обеспечить макроэкономическую стабильность в течение минимум трех лет», — полагает Александр Швец.
Тем не менее, копейки, как и новые банкноты, скоро в денежном обращении Беларуси появятся. За то, чтобы в стране состоялась деноминация, государству и бизнесу пришлось заплатить немалые деньги. Насколько оправданными были эти расходы?
«Через год увидим», — считает Георгий Бадей.
Белорусские власти обещают выйти на однозначную инфляцию уже в 2017 году, а в 2020-м снизить ее до беспрецедентно низкого уровня — 5%. Если эта задача не будет решена, копейки в Беларуси вряд ли приживутся.