Вынос иностранной валюты населением с срочных банковских депозитов не прекращается: 7-й месяц подряд снижаются остатки на таких вкладах. И даже усилился: в мае чистый отток стал одним из самых значительных в последнее время. Тем не менее, сумма срочных валютных вкладов физлиц по-прежнему на треть превышает объем иностранных активов банковской системы.
Сокращение остатков инвалютных депозитов населения - это результат не только падения их доходности, но и обвала уровня жизни большинства граждан: свободных денег для размещения их на вклад все меньше, а для поддержания привычного уровня потребления их требуется все больше и приходится использовать банковские валютные сбережения.
Средняя доходность депозитов в мае немного выросла за счет коротких вкладов
Средние по стране процентные ставки по новым (открытым в мае) срочным депозитам физлиц в иностранной валюте чуть выросли (до 3,0% годовых с предыдущих 2,9%) после того как рухнули в апреле с мартовских 3,7%. Рост произошел за счет повышения доходности по коротким (на срок до 1 года) вкладам (до 2,9% годовых в мае с апрельских 2,7%), в то время как проценты по вкладам на срок свыше 1 года чуть снизились (до 3,2% в мае с 3,3% годовых в апреле).
Проценты по отзывным и безотзывным вкладам, в среднем, остались прежними
Проценты же в плане возможности досрочного снятия депозита не изменились: средние по стране ставки по отзывным вкладам сохранились на уровне 4,1% годовых, по безотзывным - 2,0% годовых, как и было в апреле.
Средний процент по всем текущим валютным вкладам остался без изменений
Средняя по стране процентная ставка по всем текущим, уже действующим, срочным валютным вкладам в мае осталась на достигнутом в апреле историческом минимуме в 4,0% годовых.
За последние годы доходность срочных валютных депозитов физлиц снизилась в разы. Максимум последнего 10-летия был в 2009-ом году - свыше 11% годовых и в конце 2011-го - начале 2012-го - 8,5-9 % годовых.
В мае доллар подорожал в Беларуси на 3%, а в июне, к 20-му числу, снова подешевел
В Беларуси абсолютное большинство сбережений и банковских вкладов физических лиц в иностранной валюте - в долларах США. Поэтому именно курс “американца” является определяющим для выявления Br-доходности валютных вкладов.
По итогам мая доллар в Беларуси вырос на Br574, с 19214 Br/$ до 19788 Br/$ или на 2,99%. Это самый сильный рост доллара среди стран СНГ и Восточной Европы в мае. В июне же доллар то дорожает до 1,5-месячного максимума, то дешевеет ниже уровня начала месяца. Последнее как раз сейчас и произошло: 20-го июня на БВФБ доллар упал до 19727 Br/$ - на Br61 (на 0,3%) ниже уровня начала месяца.
Соответственно изменялся и Br-эквивалент доллара: в конце апреля он составлял Br19,214 млн, к концу мая вырос до Br19,788 млн (по торгам на БВФБ в последний день месяца), а к 20-му июня снизился до Br19,727 млн. Это означает Br-доходность вложения в наличный доллар в мае на уровне 36% годовых, а в июне, пока, Br-убыточность в 5,6% годовых.
За период после валютно-финансового кризиса с сильнейшей с 90-х годов девальвацией Br-рубля самый большой процент роста курса доллара за месяц был в декабре 2014-го (410% годовых, по рыночному курсу), в августе 2015-го (173% годовых) и в январе 2016-го (146% годовых).
В мае Br-рублевая доходность долларовых вкладов - 40% годовых, в июне - пока Br-убыток
С учетом средней по стране майской процентной ставки по всем текущим срочным депозитам физических лиц в инвалюте (4,0% годовых) прибыль $-вкладов в Br-эквиваленте за отчетный месяц составила 40% годовых: на Br-эквивалент $1000-го срочного вклада, размещенного в конце апреля (Br19,214 млн), начислено процентов банков на сумму, экв. Br64 тыс., и к ним прибавились майские курсовые приобретения в Br574 тыс., из-за чего общий Br-итог с каждых $1000 - прибыльный, Br638 тыс. (Br-эквивалент вклада в конце мая - Br19,852 млн), или +3,32%. Что и означает +40% годовых.
В долларах прирост на каждые $1000 вклада составил $3,3 (0,33% за месяц): остаток на конец мая - $1003,3.
А к 20 июня эти самые $1003,3 процентами по депозиту приросли уже до $1005.5, но Br-эквивалент последних упал, из-за подешевевшего к этой дате доллара, с Br19,852 до Br19,834 млн. Уменьшение Br-эквивалента за 20 дней - 0,09%, или -1,7% годовых.
$-вклады vs Br-вклады
За период с 1-го января по 20-е июня накопленный доход у долларовых срочных депозитов составил 1,9%, а у Br-рублевых - 6,0% в $-эквиваленте (все - исходя из средних по стране по всем текущим срочным вкладам). В первые 2 месяца года на фоне сильного роста курса доллара валютные депозиты были вне конкуренции, но последовавшая затем ревальвация Br-рубля при высоких процентных ставках по срочным Br-вкладам сделала Br-рублевые депозиты более выгодными за период с начала года.
За год (за последние 12 месяцев) долларовые вклады оказались, все же, более выгодными: с конца мая 2015-го про конец мая 2016-го долларовый срочный вклад прирос (исходя из средних процентов по стране) на 4,7% при $-убыточном срочном Br-депозите (-1,7%).
Но за период, прошедший с момента окончания валютно-финансового кризиса 2011-го, те, кто в течение всего этого времени размещал свои сбережения на срочных Br-вкладах, значительно выиграл по сравнению с долларовыми депозитчиками - за счет первых 3-х лет, до декабря 2014-го.
Вынос валюты населением из банков идет 7-й месяц подряд
В Беларуси 7-й месяц подряд сокращаются остатки средств населения на срочных депозитах физических лиц в иностранной валюте. Это результат общих негативных ожиданий в банковско-финансовом секторе страны на фоне экономического кризиса и последствие падения реальных и номинальных (в $-эквиваленте) доходов. В мае остатки сократились на $108 млн. Это больше, чем в прошлом месяце (апрель - минус $93 млн).
Снижение интереса к валютным депозитам как инструменту рентного приращения личного капитала есть результат и падения доходности срочных валютных вкладов, особенно «коротких». Укрепление же Br-рубля привело к проигрышу $-вкладов в конкуренции с Br-рублевыми: ревальвация Br-рубля снизила покупательную способность валютных вкладов, сильно сократив их Br-эквивалент.
Процентное снижение остатков в мае - 1,45%. В апреле было минус 1,23%. Самое сильное снижение остатков было в начальный период валютно-финансового кризиса 2011-го, когда на фоне возникшего дефицита валюты у людей появились опасения за свои валютные накопления.
Ну а наиболее значительные приросты были в конце 2008-го - начале 2009-го (когда стало понятно, что многолетний бездевальвационный период 2002-08 гг. окончен), и с конца 2011-го по конец 2012-го - после кризиса 2011-го (когда валюта стала возвращаться в банки после ее выноса в кризис, и когда предпочтение отдавалось валютным вкладам из-за комплекса девальвационных опасений).
Остаток срочных валютных вкладов физлиц на конец мая - $7,338 млрд
С конца кризиса 2011-го года номинальный объем срочных вкладов населения в инвалюте вырос, было, до исторического максимума (конец августа 2015-го - $7,844 млрд), но затем стал падать, и сейчас их - на $7,338 млрд. Это уровень осени 2014-го, но почти в 2 раза больше, чем было в начале этого 4,5-летнего посткризисного времени. За 7 последних «минусовых» месяцев остатки снизились на $502 млн, в том числе с начала года - на $354 млн.
Периодов с сокращением остатков в истории банковских валютных накоплений белорусов было не так уж и много. Но сейчас идет именно такой. Не самый резкий (как было, например, в 2011-ом), но самый длительный. К тому же он еще и не скоро закончится: для возобновления роста остатков требуется не только окончание экономического кризиса, восстановление полного доверия к банковско- финансовой системе страны и рост реальных и номинальных ($-эквиваленте) доходов населения, но и ползучая девальвация Br-рубля, обеспечивающая сохранение небольших девальвационных ожиданий и бОльшую выгодность валютных вкладов над Br-рублевыми.
В Br-рублевом эквиваленте прирост остатков срочных валютных вкладов физлиц почти беспрерывный: даже когда остатки в валюте уменьшаются, их Br-эквивалент увеличивается курсовым приращением. Это случилось и в мае: удорожание доллара привело к росту Br-эквивалента валютных вкладов при снижении остатков в долларах.
По курсу последних в мае торгов на БВФБ Br-эквивалент срочных инвалютных вкладов физлиц - Br218,9 трлн, когда как в апреле было Br216,7 трлн. Остатков средств населения на срочных Br-вкладах сейчас - лишь Br25,25 трлн, а исторически рекордный объем - Br35,04 трлн.
Структура изменения остатков срочных инвалютных депозитов физических лиц за месяц
Средняя по стране доходность текущего майского инвалютного депозита (4,0% годовых) прирастила тело депозита за месяц на 0,33%. В целом по Беларуси расчетная сумма этого приращения, исходя из объема инвалютных вкладов населения на конец марта ($7,446 млрд), составила $25 млн. Сумма начисленных процентов уменьшаетсяот месяца к месяцу вместе с падением процентной ставки и сокращением остатков.
Значит, учитывая сокращение остатков за май в абсолютном выражении (на $108 млн), получается, что в отчетном месяце произошел чистый отток валютных средств населения из банков размером $133 млн. Это больше, чем было в апреле и намного больше, чем в марте: вынос валюты ускоряется, и смайский результата стал вторым значением в этот 7-месячный период чистого выноса валюты населением из банков.
Все цифры - расчетные, а Национальный Банк не дает информации об объеме начисленных и доле в них капитализированных процентов. Но и по данной методологии подсчета можно судить о настроениях вкладчиков.
Суммарный чистый отток за 7 последних месяцев - $691 млн (процентов начислено за это время на $189 млн, валовое снижение - . Рекорды чистого оттока: в апреле-июне 2011-го ($1,186 млрд за 3 месяца) и в январе 2015-го ($156 млн за месяц). А максимальный месячный чистый приток был в декабре 2008-го года (+$350 млн), в октябре 2011-го (+$254 млн) и в июле 2013-го (+$242 млн).
Объем иностранных активов (требований к нерезидентам) банковской системы на 21,5% меньше остатков срочных валютных вкладов населения
Если риск по рублевым депозитам заключается в девальвационных потерях их долларового эквивалента, то по валютным депозитам - в низкой валютной ликвидности банковской системы Беларуси, когда имеющиеся в наличии валовые иностранные активы (требования к нерезидентам) значительно меньше ее совокупных (внешних и внутренних) инвалютных обязательств. В результате чего массовое снятие валюты с депозитных счетов приведут к немедленному коллапсу банковской системы, ведь доллары не напечатаешь, а взаймы их столько (миллиарды долларов) не дадут, по крайней мере, быстро.
Одни лишь срочные инвалютные депозиты населения на 27,3% превышают сейчас объем всех валовых иностранных активов (требований к нерезидентам) белорусской банковской системы (активов меньше, чем вкладов - на 21,5%): $7,338 млрд вкладов vs $5,763 млрд активов.
С прошлого месяца соотношение улучшилось на 1,8 п.п. - за счет сокращения суммы вкладов и роста объема иностранных активов: валютных обязательств перед населением стало меньше за май на $108 млн, а требований к нерезидентам - больше лишь на $80 млн.
Худшее соотношение было несколько месяцев назад: в январе-феврале валовых иностранных активов (требований к нерезидентам) банковской системы был меньше остатков на срочных валютных вкладах населения на 28,7%.
Доля валютных вкладов в общей сумме срочных вкладов физических лиц остается высокой
Сокращение остатков средств на срочных валютных депозитах физлиц привело к незначительному снижению их доли в общем объеме срочных вкладов населения, но, тем не менее, она остается близка к историческому максимуму: на конец мая объем срочных депозитов физических лиц в иностранной валюте - это 85,2% всех срочных вкладов населения.
Надавно доля инвалюты в срочных банковских сбережениях белорусов была 87,0% - это максимум последних 17-ти лет, а рекорд был в отдельные месяцы конца 90-х - более 90%. Для сравнения, долларизация срочных вкладов домашних хозяйств в Украине сейчас 59,7%, а максимальная, в самый тяжелый период, в начале 2015-го, не превышала 70%.