Свергнутый президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, кажется, ошибся адресом в поисках безопасной и спокойной жизни.
Курманбек Бакиев скрывается от революционных киргизских властей на территории Беларуси. Его точное местонахождение неизвестно. Последний раз его показывали общественности в конце апреля: в штаб-квартире Исполкома СНГ под усиленной охраной Службы безопасности президента Беларуси Бакиев провел пресс-конференцию. В тот момент он даже жил рядом с Лукашенко, в одном из домов на территории его основной резиденции «Дрозды» на окраине Минска. Затем беглый киргизский президент потерялся где-то в бескрайних белорусских болотах и пущах.
На прошлой неделе свергнутый президент неожиданно дал подробное интервью агентству РИА Новости. Он рассказал, что не имеет отношения к беспорядкам на родине и хочет остаться жить и работать в Беларуси. Он надеется, что сможет найти здесь применение своим знаниям и талантам: «У меня в Беларуси языковой проблемы нет. Я прекрасно понимаю и говорю по-русски, слава богу. Александр Григорьевич меня принял не только как коллегу своего, а как друга. Что дальше и как? Сейчас тяжело говорить. Я человек очень деятельный. Я не могу сидеть. Время покажет, чем буду заниматься. Я думаю, что те знания, опыт — это ни в одной академии я не получил бы. Ни одна академия, ни одни курсы повышения квалификации не дали бы столько, сколько получил за свое пятилетнее президентство. Я думаю, что смогу быть полезным и здесь. Я не буду сидеть просто так и прожигать оставшуюся жизнь».
В интервью Бакиев много говорит о том, что не имеет отношения к беспорядкам в Кыргызстане и не является инициатором гражданской войны. Это, похоже, его ответ на появление в интернете аудиозаписей телефонных переговоров, которые приписывают его сыну Максиму и одному из братьев президента, Жанышбеку Бакиеву, который возглавлял Службу государственной охраны. Во время разговора собеседники обсуждают, как свергнуть временное правительство, захватить правительственные учреждения в столице и создать свое «временное правительство». Они перечисляют имена тех, кто мог бы организовать очередной переворот, и в конце беседы даже упоминают некоего влиятельного «русского», который имеет свои интересы в регионе. Без сомнений, появление этих записей не обошлось без участия спецслужб, скорее всего российских. Игра «в Бакиева» зашла слишком далеко. Какую роль в политическом детективе играет Александр Лукашенко и насколько она согласована с другими участниками процесса?
Синхронно с интервью РИА Новости другое российское информационное агентство, «Интерфакс», «отправило» Бакиева на отдых в Турцию. «Представитель дипломатических кругов» затруднился сообщить агентству, сколько времени займет отдых экс-президента в Турции и вернется ли Бакиев в Беларусь. В переводе с дипломатического на русский это может означать, что турецкий отдых может затянуться. В Минске в журналистских кругах ни для кого не секрет тесные связи местного отделения российского агентства с администрацией Лукашенко, поэтому сообщение о турецком отдыхе Бакиева все восприняли как попытку белорусских спецслужб запутать следы беглого президента. Особенно после того, как турецкие власти заявили, что Бакиев границу страны не пересекал.
Как раз накануне посол Кыргызстана в Минске Ишенкуль Балджурова лично привезла из Бишкека официальный запрос на выдачу Бакиева. Его ждут на родине, чтобы предать суду по обвинению в гибели 70 человек в апреле 2010 года. Представитель Генеральной прокуратуры Беларуси рассказал, что к 20-м числам июня прокуратура может завершить рассмотрение дела об экстрадиции беглого президента на родину. Он уточнил, что запрос на выдачу Бакиева состоит из 18 листов. Скорее всего Минск попросит прислать дополнительные материалы. Бишкек не заставит себя долго ждать. На прошлой неделе Бишкек уже объявил свергнутого президента в международный розыск через Интерпол. Давление на семью Бакиева, его клан идет по всем линиям, поскольку ситуация становится фактором дестабилизации всего Центрально-Азиатского региона.
Ось Бишкек — Москва — Минск
Курманбек Бакиев появился в Минске 19 апреля. Торжественно объявил об этом во время ежегодного послания парламенту сам президент Лукашенко. В своей глубоко эмоциональной манере белорусский лидер рассказал о спасении свергнутого президента и его двух малолетних детей. В красках он описал, как принял и обогрел несчастную семью своего друга. Ничто не предвещало драматического продолжения. Журналисты тут же окрестили Беларусь «страной двух диктаторов» и предположили, что Бакиев будет довольствоваться тихой жизнью политбеженца.
Ни для кого не было секретом, что Курманбека Бакиева доставили из Алма-Аты в Беларусь после телефонных переговоров с ним российского, американского и казахстанского президентов. Очевидно, был достигнут компромисс между Кремлем и новыми киргизскими властями: Бакиева спокойно отпускали в обмен на сложение полномочий президента. Он даже написал соответствующее обращение в киргизский парламент. В Москву поехать официально он не мог, там уже живет один свергнутый президент Киргизии, Аскар Акаев, а Минск — идеальное место: тихо, чисто и от российской столицы близко.
Российские власти в целом и российские спецслужбы в частности никогда не рвали отношения с Бишкеком, какая бы власть там ни находилась. Свергнутого президента Акаева сменил президент Бакиев, но Кыргызстан оставался в зоне пристального внимания Москвы. Достаточно вспомнить историю ареста скандально известного сенатора Изместьева, суд над которым продолжается в Москве уже больше года. Изместьев скрывался от российского правосудия в Швейцарии, откуда его выманили на встречу в столицу Киргизии. Премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов, бывший глава Службы национальной безопасности, пригласил Изместьева в Бишкек якобы на переговоры по поводу инвестиций в местные предприятия. Потерявший бдительность бывший сенатор прилетел в январе 2007 года в столицу Киргизии обсуждать дела. Но прямо в аэропорту был арестован и передан в руки оперативников ФСБ России («Огонек» писал об этом в N 7 от 29 июня2009 года). Без президента Бакиева подобная спецоперация пройти не могла, учитывая, что его родные братья занимали ключевые должности в киргизских спецслужбах. Может быть, в благодарность его и не бросили на произвол судьбы, а отправили в заповедные места?
Из Минска важного гостя проводили в Березинский биосферный заповедник в Лепельском районе Витебской области. Там еще со времен Петра Машерова находится государственная резиденция. Правда, Александр Лукашенко построил себе в заповедники новую — «Плавно». Для любителя дикой природы Бакиева, который в своем родовом селе держал зоопарк со снежными барсами, это отличное место для охоты. Как рассказал «Огоньку» местный предприниматель Олег Тычина, заповедник находится сейчас под усиленной охраной. Журналистам, которые пытались прояснить ситуацию, даже не стали врать, чтобы направить по ложному следу. «Городок там маленький, новость о спецзадании для местной милиции разнеслась быстро»,— рассказывает шеф-редактор главной оппозиционной белорусской газеты Светлана Калинкина. Правда, руководитель пресс-службы Александра Лукашенко, Павел Легкий, продолжает твердить, что место нахождения Курманбека Бакиева ему неизвестно. Возможно, Бакиева перевезли в другой заповедник. Пожить ему спокойно в Беларуси не удается. По слухам, к нему из Латвии присоединился сын Максим, который уже объявлен в международный розыск.
Ось Бишкек — Минск — Лондон
Не успел Бакиев распаковать в Минске чемоданы, как белорусский президент уже дал развернутую оценку событиям в Киргизии и новым киргизским властям, словно он и есть киргизский лидер. Несколько многочасовых бесед в резиденции Лукашенко, и вот уже в Бакиеве просыпается воин. Такого поворота событий никто не ожидал. Даже президент Медведев не сдержался и съязвил по поводу руководителей некоторых стран, которые трудоустраивают у себя свергнутых президентов. Скорее всего Курманбек Бакиев так бы и наслаждался красотами Березинской пущи, но ему не оставил шансов Лукашенко. После серии скандальных выступлений по киргизскому вопросу Лукашенко и Бакиева последнего с родственниками на родине объявили преступником и начали искать по свету.
В начале мая глава временного правительства Киргизии Роза Отунбаева подписала декрет о лишении Бакиева президентской неприкосновенности. В тот же день Лукашенко заявил, что не собирается выдавать Бакиева. «Ко мне никто официально не обращался,— сказал Александр Лукашенко.— Но сразу хочу официально заявить: эти обращения будут бесполезны и унизительны для временного правительства. Президент Кыргызстана находится под защитой белорусского государства и президента. Не надо так называемому временному правительству обращаться с требованием выдать Бакиева. Кому выдать? Захочу ли я еще общаться с теми, кто сегодня у власти в Киргизии». По слухам Лукашенко пытался 8 мая в Москве на заседании глав государств — членов ОДКБ поставить вопрос о введении войск в Киргизию, но его никто не поддержал.
Что же заставило Лукашенко занять такую активную и скандальную позицию по киргизскому вопросу? Часть экспертов заговорила об исключительно психологических факторах, параллелях между киргизской революцией и надеждами белорусской оппозиции точно так же свергнуть власть Лукашенко. «Мне кажется, в его поведении есть один рациональный фактор и один интуитивно-эмоциональный. Рациональный — это попытка поспорить, поперечить Москве и на этом получить какие-то дивиденды. Эмоциональный связан с тем, что киргизский казус — это возможные белорусские события, и Лукашенко хочет показать всем, что здесь такое не пройдет»,— пояснил «Огоньку» бывший белорусский посол Петр Садовский.
Кто-то даже выдвинул версию о наркотрафике с близкого Бакиеву юга Кыргызстана. Но самая экзотическая версия — это влияние на события Бориса Березовского. О тесных связях Бакиева с Березовским писали еще в 2006 году. Говорили о том, что Березовский хочет получить в собственность крупное месторождение золота в Киргизии и даже тайно летал в Бишкек на встречу с Бакиевым. Тогда беглый олигарх опроверг эту информацию, сейчас старается не комментировать события вокруг Бакиева. Но странным образом пути Березовского и свергнутого киргизского президента могли пересечься в Минске.
Все больше информации о том, что Борис Абрамович большой друг и частый гость Александра Григорьевича. Впервые открыто об этом заговорили после смерти Бадри Патаркацишвили в январе 2008 года. Оказалось, что у покойного в Беларуси были большие коммерческие интересы.
Для всех было неожиданным, что Патаркацишвили вместе с Борисом Березовским имел какие-то серьезные активы в этой стране. В Минск разбираться с наследством Бадри поехал адвокат Эммануил Зельцер. Прилетел на самолете Березовского и тут же был арестован сотрудниками местного КГБ. Сначала брат Зельцера, Марк, затем родственник Патаркацишвили, Джозеф Кей, наконец, в середине 2009 года после освобождения из белорусской тюрьмы сам Эммануил Зельцер рассказали, что Березовский бывает в Минске и тесно общается с Лукашенко. Но им не верили, слишком непростая у каждого репутация. Однако потом похожие истории стали рассказывать совсем другие люди. В разговоре с корреспондентом «Огонька» один из бывших менеджеров олигарха рассказал, как его попросили в прошлом году срочно приехать в белорусскую столицу и как он был поражен, увидев там Березовского, который искал в Минске управленцев для своих активов в Беларуси. В начале 2010 года в Москву перебрался бывший министр внутренних дел Владимир Наумов и был принят в штат госкорпорации «Ростехнологии». По слухам он тоже рассказал о тайных визитах в Минск главного врага Владимира Путина. Может, отсюда очевидный холод в отношениях между Путиным и Лукашенко?
Хотя все может оказаться значительно проще. Александр Лукашенко всегда тяготился масштабами Беларуси. Он не скрывает своего разочарования тем, что предыдущие власти без боя отдали России ядерные ракеты, демонстративно дружит с Уго Чавесом и иранским лидером. Китаю он предлагает Беларусь в качестве главного европейского форпоста. Нейтральный статус Беларуси, закрепленный и в Конституции, и в национальных традициях, Лукашенко мешает. В Европу его не пускали больше 10 лет, в Америке открыто называли одним из врагов. И он использует любой повод, чтобы продемонстрировать свои геополитические таланты. Курманбек Бакиев, видимо, не до конца понимал, к кому попал в гости.