21 июня в Гомеле покончила жизнь самоубийством 55-летняя индивидуальный предприниматель Татьяна Дупанова, работавшая по найму у своей родной сестры. Женщина прыгнула с 8 этажа накануне суда, который должен был состояться 22 июня в 10 утра. Однако вместо суда состоятся похороны.
Что предшествовало трагедии?
О событиях, которые предшествовали трагедии, БДГ рассказал председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко.
-Женщина покончила жизнь самоубийством на фоне конфискаций и проверок, - категоричен в выводах Анатолий Шумченко. – Она ехала торговать в Чечерск, когда ее остановили сотрудники ГАИ. В накладной не была проставлена дата и место разгрузки. ГАИ вызвало ОБЭП, доставили в отдел, где к делу подключилась налоговая инспекция. У женщины конфисковали 85 единиц товара (примерно на 20 миллионов рублей).
Потом женщина поехала торговать в Буда-Кошелево. Ее опять начала таскать налоговая. Видимо, в налоговой ей «прозрачно намекали», что она покупала валюту, квартиру, дом, женщина после всех конфискаций накрутила себя, и в 4 часа утра выбросилась с восьмого этажа.
Суд над Татьяной Дупановой назначен на 10 часов утра, а в час дня пройдут похороны. «Пускай судья завтра приходит на кладбище и «судит». Довели женщину: счет пошел уже не на деньги, а на жизни предпринимателей», - подчеркнул Анатолий Шумченко.
Солидарен с ним и предприниматель из Светлогорска Анатолий Змитрович: «Это называется доведением до самоубийства».
Безусловно, причину смерти назовет следствие. Однако станет ли оно «заморачиваться» установлением причинно-следственных связей?
«Предсказать реакцию людей, которых загоняют в угол, невозможно»
Лидер «Перспективы» отмечает, что это первый случай такого сведения счетов с жизнью среди ИП. Но ведь проверки и конфискации на рынках становятся обыденным делом.
-Кто-то пойдет кончать жизнь самоубийством, а кто-то будет действовать иначе. Мы все время предупреждаем власть: вы играете с огнем. Ни вы, власть, ни мы, «Перспектива», не знаем реакции людей в случае, если их начнут загонять в угол. Их реакцию мы узнаем по последствиям, а последствия сегодня никто предугадать не может. Женщина покончила жизнь самоубийством, а другой пойдет иным путем, - подчеркнул Анатолий Шумченко.
«Нельзя сказать, что худшее пройдено»
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимателей Виктор Маргелов смотрит на проблему шире:
-Беспокойство, что такие случаи могут перерасти в тенденцию, существует. И не только в среде ИП. Сегодня мы рассматривали ситуацию, которая, например, складывается во Фрунзенском районе Минска.
Ситуация очень плоха – всем понятно. Вопрос: что делать? Как сегодня выходить из ситуации? Мы все – часть одного целого, все работаем друг с другом, все мы заложники того, что у людей нет денег. Если официальная статистика не скрывает падение розничного товарооборота, то можно только представить, что творится у ИПэшников. Причем такая ситуация в Могилеве, в Гомеле, в других регионах – по всей стране ситуация предзабастовочная.
Вопрос даже не в законах. Проблему нужно решать в комплексе - детей-то кормить надо. А действия властей просто-напросто усугубляют ситуацию, которые под различными предлогами конфискуют товар. Часто предприниматели просто физически не могут отыскать нужную накладную. Мой партнер торгует на рынке сантехникой, говорит: я вроде бы все накладные брал, но у меня полторы тысячи наименований товара – болтиков, винтиков. Когда придут ко мне и потребуют накладную, я не найду. Даже в больших супермаркетах такой учет не налажен должным образом. Вопрос стоит так: действия власти должны быть адекватны правонарушениям. Сейчас проблемы малого бизнеса просто заморожены. Заседает рабочая группа по предпринимательству при Минэкономики, но в ущерб предпринимательству; на следующее заседание, которое состоится то ли 6, то ли 8 июля, снова выносится куча вопросов. Но мы снимаем только правовые вопросы, а выручки не добавим.
-За последнее время покончили жизнь самоубийством пятеро бизнесменов, теперь – предпринимательства. Это только опубличенные факты. Нет ли опаски, что такая страшная тенденция будет нарастать?
-Пока мы еще не ничего не сделали, чтобы предотвратить ее распространение. Ситуация в экономике ухудшается, значит, тенденция будет нарастать. Невозможно говорить, что худшее уже пройдено.