Из-за сильного ветра в деревне Бахотец рухнуло дерево, на котором жила семья аистов.
В большой, но тихой деревне Бахотец в Чаусском районе третий день не смолкают рев бензопилы и стук молотков. Непогода прошлась по поселку утром 21 июня широкой полосой. Попавшие в нее деревня сломаны или вырваны с корнем, провода оборваны, листы шифера сорваны с крыш. Но больше всего люди огорчены не этим — буря не пощадила семью аистов, пишет tut.by.
Местный житель, представившийся Сашкой, сидит у дороги около горы березовых колод. У Сашки перекур. Буря повалила на дорогу у дома три березы. Еще одно дерево рухнуло на сарай и дом, шифер и печную трубу разбило вдребезги.
«Березе гэтой гадоу 70 было, тем, что у дороги — примерно столько же. Ни пройти, ни проехать было. Ой, наделала та буря дзялов», — качает головой мужчина.
Сашка говорит, что поселок накрыла третья буря за последние десять лет — и эта была самой сильной. «Туча черная нашла, 7 минут — и все закончилось. А из дома выйти — все вперемешку: листья, ветки, куски крыши, — вспоминает он, машет рукой вперед. — А буслы там, у дома на перекрестке жили. Ох и жалко бедных».
Семья аистов жила на спиленной липе около дома Тамары Викторовны и ее мужа. Семья перебрались в деревню из Могилева, как только оба вышли на пенсию — лет 6 назад. Тогда же они спилили липу — дерево было очень высоким.
«Там остались два ствола. А потом соседи увидели, как несколько раз на липу прилетала пара аистов, клекотала здесь. Мы решили им помочь — нашли деревянное колесо, установили его очень крепко на спиле. Так аисты тут и поселились. Каждый год прилетали, деток растили», — говорит женщина.
Тамара Викторовна с теплотой в голосе вспоминает, как наблюдала за семьей птиц, стоя на веранде дома. Как аисты-родители по очереди стояли весь день с раскрытыми крыльями над вылупившимися птенцами, защищая их от солнца, как носили воду в клювах, чтобы напоить и помыть птенцов. Как учили летать, отлетая от гнезда и садясь на здание церкви, которую потом люди снесли.
То утро, когда произошла буря, Тамара Викторовна вспоминает с дрожью в голосе. Говорит, что была в это время дома:
«За секунду так цёмна-цёмна ўсё стала, ветер как завыл, загудело все. И закончилось все быстро. Выходим — у соседей крыши посносило, деревья повалило. Мама рассказывала, что давно, году в 1996, была такая же буря — весь лес положила по славгородскому шоссе. А что буслов нет, мы не сразу заметили».
Когда люди вышли из хат оценить последствия бури, увидели, что под спиленной липой лежит огромная куча веток — стенки гнезда. А на ней — аистенок. Рядом лежала взрослая птица.
«У нее ноги страшно переломаны были — на шкурке болтались. А второй птенец, наверное, и сейчас там лежит под ветками. Мы все плакали. Деревьев тех не жалко, заборов, крыш, как этих аистов», — в голосе Тамары Викторовны слышатся слезы.
Птиц бросились спасать: положили в сторонке, в тенек, поставили воду, но они не пили. На ночь спрятали от собак — их в поселке очень много, просто напасть какая-то, говорят местные.
«Я думала, умрут оба. Утром выхожу — малой по дороге ходит. А яна за малым своим до дороги на крыльях ползла — ноги-то переломаны все. Я хотела бинтом перемотать ей ноги, но там перематывать нечего — косточки тоненькие, все наружу», — вздыхает женщина.
Вы́ходить аистов взялись сотрудники местного СПК. Аистенка, который и не оперился еще, а весь покрыт пушком, сначала приютил ассенизатор Максим Кузин. Дети наловили в озере рыбешки и покормили птенца — ел он очень охотно, рассказала супруга Максима Татьяна. Потом за птиц взялся главный ветврач ОАО «МирныйАгро» Виктор Машуков.
«Птенец был более чем в порядке. А вот самке очень не повезло. Ноги были серьезно повреждены, она была вся в ссадинах. В ранах уже были насекомые. К сожалению, птица погибла: травмы были несовместимы с жизнью», — рассказал молодой специалист.
По словам Виктора Евгеньевича, скорее всего, при падении самка аиста защищала птенца и он упал на нее, так как иначе аистенок бы разбился. Мать приняла весь удар на себя и, возможно, осталась бы цела, если бы не тяжелые ветки гнезда — они и переломали ей ноги.
Аистенка приняли в могилевском зоосаде. Сейчас он на карантине, доступ к нему пока закрыт.
Основание гнезда аистов осталось на месте. Тамара Викторовна говорит, что самец, который выжил благодаря тому, что во время бури где-то летал, два дня возвращался на родное место и страдал: «Прилетит и кричит так, будто зовет их. А их уже нет». На третий день птицу не видели.