Украина после британского референдума озабочена перспективами безвизового режима, а также полномасштабного вступления в силу соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
И главное - дальнейшей судьбой европейских санкций против России.
Первые оценки руководства страны были сдержанными:
«Жаль, но «нам свое делать», - заявил президент Украины Петр Порошенко.
- Убежден, что сегодня главный вызов для Европейского Союза - найти путь к сердцам евроскептиков, чтобы не дать ни единого шанса оппонентам европейского интеграционного проекта и их щедрым спонсорам. Рассчитываю, что санкции против России как страны-агрессора будут продолжены».
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман открыл заседание правительства также с этой темы:
«Сегодня не лучший день для объединенной Европы. Мы знаем результаты референдума. Безусловно, мы воспринимаем их с большим уважением к гражданам Великобритании. Но я все же верю в то, что Европейский Союз сохранит свое единство», - отметил он.
Эксперты начали упоминать популярную в начале 90-ых годов идею создания Балто-Черноморского содружества, которая так и не реализовалась из-за переформатирования властей, прежде всего в Украине и Беларуси, передает "Радио Свобода".
«Нам сейчас ничего не остается, как создавать союз Средиземноморья»
«Наш союзник вышел из Европейского Союза. А ЕС постоянно показывает стремление к компромиссам с Россией за счет Украины. Нам сейчас ничего не остается, как создавать союз Средиземноморья, как предложил президент Польши Дуда - от Черного до Балтийского моря», - говорит украинский журналист Юрий Луканов.
По мнению специалиста в вопросах внешнеэкономической политики Олега Бойко, сейчас на эту идею работать следует с нуля и очень долго, пока с небольшими шансами на успех:
«Но это не значит, что не стоит. Я всегда считал Балто-Черноморский союз лучшим из возможных проектов. Но не только я. В Москве быстро оправились от распада СССР, и уже в 1994 в Беларуси был Лукашенко, а с 1999 - Кучма на крючке «дела Гонгадзе», а затем и возрождение власти «донецкого клана», - аргументирует специалист.
По словам Олега Бойко, стратегической ошибкой всех украинских руководителей было игнорирование прямых отношений со странами и зацикленность на международных организациях, многосторонних соглашениях:
«В результате Украина является членом неизвестной численности организаций, о существовании которых не знает никто, кроме их персонала, авторов Википедии и ее случайных читателей. Украина заседает в ПАСЕ, Украина - в многочисленных совместных комиссиях с ЕС, а отдельные правительства блокируют предоставление нам должной помощи, безвизового режима, Будапештского меморандум в конце концов.
Вокруг Brеxit немало мифологии. И у нас, и в ЕС, и в Великобритании. У нас любят во всем видеть выгоду Москвы. А тем временем начали падать цены на нефть... Однозначно предсказать последствия невозможно, но не только возможно, но и крайне необходимо учить уроки, которые дает мировая политика. Один из таких уроков: меньше внимания к наднациональным образованиям и международным организациям, больше внимания национальным правительствам».
Безвизовый режим и санкции против России
Вскоре Украина планирует провести консультации с Европейским Союзом на высоком уровне о последствиях референдума для взаимных отношений. Но главным вопросом для Украины остается, хватит ли теперь единства европейцем, чтобы продлить санкции против России.