Кроме чиновников для разгрузки бюджета следует сократить систему МВД, Следственный комитет и другие силовые структуры.
В ходе «всебелорусского национального собрания» Лукашенко потребовал урезать госаппарат и повысить зарплату оставшимся чиновникам.
Первым исполнять распоряжение главы государства взялся председатель Миноблисполкома Семен Шапиро. В эфире белорусского телевидения он заявил о готовности сократить число своих подчиненных на 20%.
Позволит ли это увеличить эффективность госслужащих или хотя бы сэкономить?
Владимир Ковалкин: Сокращать нужно, но совсем не чиновников
По мнению руководителя проекта «Кошт урада» экономиста Владимира Ковалкина, прежде чем кого-то сокращать, нужно провести анализ тех функций, которые эти чиновники осуществляют, передает «Завтра твоей страны».
— Иначе может получиться как в прошлый раз, когда сократили «по головам», а потом работать было некому, — объясняет эксперт.
Он считает, что численность чиновников в Беларуси, вопреки всеобщему мнению, не является избыточной:
— Дело в том, что у нас много не чиновников, а бюджетников — то есть, тех, кто получает зарплату из бюджета. По сути, происходит перераспределение налогов за счет тех, кто работает в реальном секторе, в отношении тех, кто работает за счет бюджета, — поясняет руководитель проекта «Кошт урада».
Самое же избыточное количество бюджетников, по словам Владимира Ковалкина, относится к МВД, Следственному комитету и другим силовым ведомствам.
— Если посчитать количество милиционеров на душу населения, то Беларусь окажется на первом месте в мире по этому показателю, — подчеркивает он.
По мнению собеседника, очередное массовое сокращение чиновников — это популизм, который людям уже порядком надоел.
— Сокращать нужно, но совершенно не в тех местах, — добавляет Владимир Ковалкин.
Елена Артеменко: Повысить чиновникам зарплаты не получится
Как напоминает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Елена Артеменко, подобное сокращение, только на 25%, уже происходило в Беларуси несколько лет назад.
— Часть чиновников тогда была уволена, но в основном произошла оптимизация пакета вакансий без реального увольнения людей, — обращает внимание эксперт. — Соответственно, ни эффекта экономии не было достигнуто, ни значительного сокращения госаппарата.
Есть риск, что подобная ситуация может повториться и сейчас, считает эксперт.
Говоря об инициативе повышения зарплат оставшимся белорусским чиновникам, аналитик BISS сомневается, что это реально.
— Для того, чтобы действительно почувствовать увеличение заработных плат, необходимо более существенное сокращение числа чиновников, — подчеркивает Елена Артеменко.
По ее словам, даже если допустить такой вариант, то вряд ли высокая зарплата станет тем фактором, который способен привлечь на госслужбу квалифицированные кадры.
— Теоретически сложная ситуация на рынке труда должна стимулировать приток специалистов высокого уровня на госслужбу. Но, на мой взгляд, сокращение чиновников только ухудшит положение в этой сфере.
По мнению собеседницы, основная цель запланированного сокращения чиновников — это уменьшение затрат на их содержание.
— Ее возможно добиться, если правительство будет применять жесткие меры. Но глобального эффекта в ближайшее время вряд ли стоит ожидать, — подводит итог аналитик BISS.