Почти 150 лет редкие росписи были спрятаны под слоем штукатурки.
Реставрацию Костела Божьего Тела, первого барочного храма в Восточной Европе, в котором находится усыпальница несвижской ветви рода Радзивиллов, включенного в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, начали еще в 2010 году.
- Тогда по всем правилам реставрации были сделаны первые обмеры, обследования, начаты историко-архивные исследования, - рассказывает научный руководитель реставрационных работ Андрей Карпук.
Один из самых красивых костелов Беларуси нуждался в реставрации давно. Ремонта крыши там не было с 1944 года, когда ее восстанавливали после пожара от попадания артиллерийского танкового снаряда, пишет kp.by.
- В 2016 году мы нашли остаток этого снаряда, передали его ксендзу Петру в будущий музей храма, - рассказал Андрей Михайлович. – Когда лазили по крыше, видели странные брусья стропил с электрическими изоляторами. Я не мог понять, зачем они там. Оказалось, в 44-м году, чтобы не оставлять костел на зиму без крыши, тогдашний ксендз Колосовский организовал местных прихожан, за отсутствием стройматериалов они «порезали» на стропила телеграфные столбы и накрыли крышу. И, слава Богу, простоял костел до наших дней.
В 2010 году, реставраторы сделали первые исследовательские зондажи (снятие штукатурного слоя) и предположили, что под штукатуркой есть фрагменты живописи.
- Я сам на фронтоне главного фасада сделал пробный зондаж, увидел под наружным слоем штукатурку яркого красного цвета, - вспоминает Андрей Карпук. – В замке тогда еще работали художники-реставраторы. Их срочно вызвали на объект, и аккуратно скальпелями они открыли маленькие фрагменты росписей.
Потом реставрационные работы приостанавливались на несколько лет из-за нерегулярного финансирования. В прошлом году была принята государственная программа финансирования и интенсивные реставрационные работы возобновились.
- А в феврале-марте нынешнего года открылось такое! – реставратор не скрывает своего профессионального восторга.
Оказывается, Фарный костел снаружи был почти полностью расписан. Подобные храмов в Беларуси нет, да и на территории Европы они очень редки. Причем, росписям, которые нашли реставраторы, уже около 400 лет, их можно отнести и к XVI-XVII, и к XVIII векам.
- Сейчас принято решение пока приостановить раскрытие, - заявляет Андрей Карпук.- Присутствует, конечно, азарт исследователя, желание посмотреть, что сохранилось еще. Но чтобы сохранить открытую живопись, ее надо сразу же обрабатывать, укреплять. Иначе всю утратим. Нам уже понятно, что некоторые фасады, например главный, были целиком покрыты росписями (так называемыми «ковровыми» росписями). Росписи этого и одного из боковых фасадов сохранились ориентировочно почти на 80 процентов! Для сохранения росписей необходимо применить классический реставрационный подход – одновременно с раскрытием, изучением провести укрепление, консервацию и реставрацию росписей. Однако это процесс не всегда с предсказуемым результатом, все сразу нельзя запланировать и просчитать.
Радзивилл Сиротка построил костел заново
Чтобы понять, что раскрыли реставраторы, нужно вспомнить историю самого костела. Уникальный для наших земель барочный костел был построен… со второго раза. Тогдашний владелец Несвижа Радзивилл Сиротка и его брат кардинал Юрий Радзивилл забраковали и приказали разобрать уже построенный на этом же месте в 80-е годы XVI века костел – тот был слишком мал и непрезентабелен для такого знатного рода. Так в Несвиже оказался архитектор и строитель иезуит Ян Мария Бернардони. В комплексе с новым костелом был построен иезуитский коллегиум, соединенный с ним переходной галереей. Сиротка передал костел иезуитам с условием, что там будет устроена усыпальница Радзивиллов. На сегодняшний день это третье по численности в Европе погребение после усыпальниц Бурбонов и Габсбургов.
Самые старые монохромные росписи, которые нашли реставраторы, предположительно относятся именно к периоду Сиротки.
- Реставраторы открыли «Иерусалимские» кресты, - поясняет Андрей Михайлович. – А ведь Сиротка совершил паломничество на Святую землю, был кавалером Иерусалимского креста. Обнаружили и декоративные «волны». Подобные есть под карнизами Краковского костела Петра и Павла, в строительстве которого Бернардони также принимал участие.
Вторая половина XVII века и начало XVIII– трагические страницы в истории Несвижа. Во время войны 1658 года российские войска осадили, но не смогли взять замок. Однако город пострадал очень сильно, в костеле и сейчас на некоторых алтарях видны следы от казачьих сабель. А во время Северной войны шведы взяли замок со второго раза. Пострадал и костел, долгие годы потом бывший в запустении.
Восстанавливал костел и заново отстраивал замок в первой половине XVIII века уже праправнук Сиротки - Михаил Казимир Рыбонька. Вскоре орден иезуитов был упразднен. Костел стал приходским.
- Рыбонька провел капитальную реконструкцию храма, перештукатурил и заново отделал все интерьеры и фасады. Мы предполагаем, что второй слой росписей на фасадах, как и росписи в интерьере, были сделаны именно при нем, - рассказывает научный руководитель реставрации. - У него была целая «армия» отличных художников во главе с Гесским. О мастерстве художников может рассказать такая легенда: Рыбонька дал задание управляющему на остекление окон несвижского замка, а тот деньги прогулял и распорядился прямо на стенах нарисовать окна. Мы кстати в замке нашли одно такое нарисованное снаружи окно, а изнутри в интерьерах их и сегодня может видеть каждый желающий. А Радзивилл, говорят, так ничего и не заметил.
Судя по всему, именно при Рыбоньке на фасадах костела появились живописные иконы, декоративные росписи под мрамор, подобные росписям центральной лестницы дворца в несвижском замке. Реставраторы открыли и фрагменты росписей иезуитских символик – монограмму IHS с трезубцем в солнечном круге.
- На северо-восточном фасаде открыты фрагменты радзивилловских геральдических росписей – отчетливо видна великокняжеская корона, прочитываются элементы пурпурной мантии и монограмм. Подобные есть на радзивилловских грамотах, печатях, экслибрисах, стекле и фарфоре, - поясняет Андрей Михайлович. – На фронтоне фасада открыта фигура Матери Божьей, у ног которой видны ангелочки. Представляете, если все это открыть полностью! Экскурсантам можно выдавать театральные бинокли, чтобы могли все рассмотреть…
Росписи закрыли, чтобы сохранить?
Почему же эта красота была от нас скрыта? И, главное, как давно? Однозначного ответа пока нет.
- Скорее всего, в середине XIX века кто-то из ксендзов решил скрыть росписи от греха подальше. После роспуска ордена иезуитов, трех разделов Речи Посполитой, поражения Наполеона, к которому примкнул тогдашний владелец Несвижа Доминик Радзивилл, замок был разорен и пребывал в запустении. Иезуитская и радзивилловская геральдика «мозолила» глаза. Поэтому костел снаружи был оштукатурен, забелен и в таком виде простоял больше 150 лет вплоть до наших дней.
Теперь головная боль реставраторов не только в том, что делать с росписями, чтобы максимально их сохранить, но и когда, как и, главное, за какие деньги это делать. По предварительным планам реставрация крыши, куполов и фасадов Фарного костела должна была завершиться уже в этом году.
- В утвержденном ранее проекте реставрация открытой живописи учтена не была. Теперь понятно, что сроки реставрации фасадов необходимо продлить, и стоимость работ также увеличится, - говорит Андрей Карпук. - Оставить же росписи в нынешнем состоянии нельзя – это может привести к их полной утрате. Сейчас завершается реконструкция с реставрацией крыши и куполов костела. Разрабатывается проект 2-й очереди. И реставрация фасадов выделена отдельным этапом. Однако окончательное решение по внешнему виду фасадов будет принято только после полного раскрытия и реставрации сохранившихся росписей. Но уже сейчас мы делаем графические реконструкции видов фасадов и попытаемся предположить, как может выглядеть храм в результате реставрации росписей. Есть еще один момент – реставрацию росписей можно производить только в благоприятный период времени. Для сохранения уже раскрытых росписей необходимо провести как можно больше консервационных и реставрационных работ уже в этом году. Необходимо также включение в программу финансирования реставрации следующего года. Мы считаем, что в наши хоть и не простые времена, нужно безусловно сохранять свидетельства своей богатой истории, и не просто открывать и показывать, но и гордится ими.