Главной причиной уменьшения популяции белорусских медведей является зимняя вырубка лесов.
По данным Белстата, количество медведей в Беларуси уменьшилось за год почти в шесть раз – до 20 особей. В Минприроды утверждают, что мишек неправильно подсчитали. Однако сколько их на самом деле, неизвестно — деньги на их учет не выделяются.
Пальцем в небо
По данным Белстата, опубликованным в сборнике «Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь», в стране резко уменьшилось количество медведей. В 2010 году в Беларуси насчитали 111 особей, в 2011 — 117, в 2013 — 123, в 2014 —119, в 2015 — 20.
Почему это произошло, спросили naviny.by у начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природы и окружающей среды Натальи Минченко.
«Это не статистика, отражающая количество животных на территории Беларуси, — ответила она, — а информация, предоставленная охотничьими хозяйствами. Этот вопрос обсуждался на совете по биоразнообразию. Оказалось, что специально учет не проводится, база данных о количестве животных формируется в результате анкетного опроса работников. Мы запрашивали информацию о методике. Можно сделать вывод, что делается это по принципу «пальцем в небо». Поэтому с нашей точки зрения делать какие-то выводы из опроса нельзя, и мы ставим под сомнение эту цифру».
Минприроды не исключает, что будет рекомендовать исключить из статистики охотугодий информацию о видах, включенных в Красную книгу. Это прерогатива Академии наук — проводить исследования в отношении охраняемых животных, сказала Минченко. Пока же предоставленная охотхозяйствами информация «вводит в заблуждение как граждан, так и правительство».
В настоящее время Минприроды «изучает ситуацию, проводит анализ в отношении тех данных, которые предоставляются охотхозяйствами и будет предлагать новые подходы». Планируется создать рабочую группу, в которую войдут представители этого министерства, Академии наук и Минлесхоза. «Информация должна собираться в кадастре животного мира, по обновлению которого идет работа. Предполагается, что люди в режиме реального времени будут иметь возможность ознакомиться с информацией о количестве тех или иных животных».
Минченко также отметила, что пока не планируется исключать медведя из Красной книги. Она также подчеркнула, что в Беларуси законодательно запрещена и не ведется охота на медведя.
Охота на медведей в нашей стране запрещена еще с 1930-х годов. Этот вид диких животных был включен в 1-е (1981) и 2-е (1993) издания Красной книги Беларуси.
Данные чиновников и ученых расходятся
Сколько медведей в Беларуси, точно не знают даже в Академии наук. Генеральный директор Научно-практического центра по биоресурсам НАН Беларуси Олег Бородин на пресс-конференции 27 июня оценил их количество в 90-120 особей.
Сотрудник этого центра доктор биологических наук Вадим Сидорович надеется, что сейчас популяция белорусских медведей приближается к 70.
«Речь идет об оценочных данных, — подчеркивает Сидорович. — Например, во время одной из экспедиций в Городокском районе, которую мы проводили в личное время, нам удалось увидеть и сфотографировать семь медведей. Они приходят в закинутые сады в заброшенных деревнях. Помимо этого района, медвежьим углом в Беларуси можно назвать Лиозненский район, часть Витебского и Шумиленского районов. Там около 40 медведей. Думаю, не менее 20 особей есть в Березинском заповеднике, Налибокской пуще, в Чернобыльской зоне и природном комплексе Красный бор».
Почему же нет точной информации? Для подсчета, говорит профессор Сидорович, нужны деньги — на транспортные расходы, установку и обслуживание фотоловушек, организацию экспедиций. Такие экспедиции, кстати, не проводились уже три года.
«Новых данных нет, так как не было соответствующего финансирования, — говорит ученый. — Подсчеты медведя достаточно трудоемки. Медведь движется по территории, на которой может находиться несколько охотничьих хозяйств. Взрослые самцы обходят достаточно большие территории. Невозможно сидеть в кабинете и определять, сколько медведей осталось в Беларуси».
При этом Вадим Сидорович считает, что уменьшиться до 20 особей популяция этих животных за год не могла.
Правда, по его словам, в Налибокской пуще осенью 2015 года было семь медведей, а весной нынешнего осталось только два: «Это тревожный сигнал. Но все равно уверенно говорить о количестве медведей в Беларуси я не могу».
Согласно информации из Красной книги Беларуси, снижение численности и сокращение ареала медведя в Беларуси уже происходило в последней четверти ХІХ - первой четверти ХХ века. По данным учетов 2000-2002 годов, численность медведей в стране оценивалась в 100-110 особей.
В Беларуси могли бы жить тысячи медведей
Когда-то, рассказал ученый, в Беларуси количество медведей исчислялось тысячами, а не десятками и тем более единицами. Было это, правда, несколько сотен лет назад. Еще в XІХ столетии медведь был в лесах повсеместно.
Большой урон популяции, по словам Сидоровича, нанесла вторая мировая война. Медведи погибали во время боев. На животных охотились, так как медведь становился источником пропитания для партизан и беженцев: «Съедали лосей, косуль и, конечно, медведей. А потом охота с собаками и вырубки создали ситуацию, когда в Беларуси не стало тихих мест, где медведица может спокойно родить медвежат».
Медведица ложится в спячку в ноябре, когда накопит достаточно жира. Рожает, находясь в спячке, из берлоги, во всяком случае, не выбирается. Медвежата до весны питаются материнским молоком.
Однако этот естественный процесс часто нарушается: в период, когда медведица находится в спячке и обзаводится потомством, в Беларуси как раз начинают вырубку леса. Медведица уходит из берлоги, оставив детенышей, и больше не возвращается. Медвежата гибнут.
«Именно то обстоятельство, что в процессе зимней вырубки леса медведица пугается и уходит из берлоги, является основной причиной уменьшения популяции. Еще один фактор — охота на других животных, в результате которой будят медведицу. И в этом случае она тоже не возвращается к медвежатам. Таким образом, охоту с собаками нельзя проводить после 15, а лучше — после 1 декабря. И сроки вырубки леса стоит пересмотреть на определенных территориях. Иначе медведей у нас всегда будет мало», - считает профессор.
Профессор Сидорович полагает, что в случае увеличения популяции медведя, можно было бы организовывать коммерческую охоту, «зарабатывая деньги для государства, как это происходит, например, в Эстонии, Финляндии».
Пока же в Беларуси медведь остается видом, которому грозит исчезновение. И если ничего не предпринимать, популяция медведей может уменьшиться до критической, сказал ученый.