Однако нужно учитывать, что его удалось добиться во многом благодаря преференциям во внешней торговле с Россией. В обозримой перспективе наша страна остается чересчур зависимой от внешней политики, которая оказывает заметное влияние на условия импорта энергоресурсов и экспорта промышленных товаров на российский рынок. Об этом в своем докладе на семинаре «Выявление уязвимых секторов в странах Восточного партнерства», проведенном Центром социально-экономических исследований CASE Belarus, заявила профессор американского Университета Сетон Холл (Seton Hall University, USA) Маргарита Балмаседа, пишет Thinktanks.by.
Зависимость между энергетикой и машиностроением
В своем выступлении профессор Балмаседа отметила высокую взаимную зависимость между машиностроением и энергетикой, отметив, что в сферу машиностроения включается значительный спектр секторов производства -- начиная от грузовиков и тракторов и заканчивая оптическими приборами. Взаимозависимость машиностроительного и энергетического секторов хорошо иллюстрирует ситуация, которая складывалась в течение последних десятилетий в странах Восточного партнерства.
К примеру, в Молдове произошел быстрый переход на мировые цены на энергоресурсы. Это привело к вытеснению из экономики энергоемкого машиностроения и к развитию отраслей, которые потребляют меньше энергоресурсов. В отличие от нее, Беларусь в течение многих лет договаривалась с Россией о низких ценах на поставки энергоресурсов и получала значительные доходы от экспорта продуктов нефтепереработки в Европу. Полученные в результате деньги в конечном итоге перенаправлялись на подпитку других сфер экономики, включая машиностроение. «Это давало возможность поддерживать не только оптику и электронику, но и предприятия, которые выпускают тяжелую, громоздкую и энергоемкую продукцию», -- отметила профессор Балмаседа. Что касается еще одной страны региона, Украины, то там проводилась непредсказуемая политика в сфере энергетики и машиностроения, которая выражалась в основном в ситуативной реакции на складывающуюся ситуацию.
Рост энергоэффективности
Любопытно, что столь разные пути привели к тому, что в период с 1998 по 2013 год во всех этих трех странах произошло примерно одинаковое увеличение энергоэффективности. Как рассказала Маргарита Балмаседа, в Украине оно составило 49.4%, в Беларуси – 45.7%, в Молдове 45.8%. Профессор отметила, что «каждая из стран пришла к таким вроде бы одинаковым показателям своим путем. В экономике Молдовы произошла трансформация в пользу секторов с более низким энергопотреблением. Украина производила изменения в основном на микроуровне. Беларусь ограничилась некоторыми техническими реформами, которые были произведены без создания рыночной среды». Помимо этого, в случае нашей страны на данные по энергоэффективности повлияло то, что за счет российских льгот на поставки энергоресурсов и государственных субсидий, предоставлявшихся промышленным предприятиям, энергетическая составляющая в себестоимости продукции была невысокой.
Маргарита Балсамеда подчеркнула, что каждая из стран заплатила свою макроэкономическую и социальную цену за снижение энергопотребления. И эта цена являются очень важным показателем как для оценки текущей ситуации, так и для прогнозирования дальнейшего развития событий.
«Снижение энергопотребления в Молдове в конечном итоге привело к увеличению выпуска в промышленности. Однако в этой стране быстрый переход на мировые цены стал причиной выхода части потребителей из энергетической системы, к отключению от нее ряда неплатежеспособных объектов. Надеюсь, что в результате отключения домохозяйств никто не умер. Тем не менее, эта ситуация привела к негативным социальным последствиям, среди которых -- несанкционированные вырубки лесов», -- сказала профессор Балсамеда. В Украине в результате увеличения энергоэффективности производства не произошло ни роста выпуска продукции, ни макроэкономической стабилизации.
Отложенная проблема
На этом фоне Беларусь выглядит довольно благополучно: снижение объемов потребляемой энергии было незначительным, одновременно наблюдался рост производства. Однако данный выигрыш может иметь краткосрочный характер.
« В Украине нагрузка, связанная с подорожанием энергоресурсов, была перенесена на бюджет, в Молдове – на домохозяйства. В Беларуси решение этой проблемы было отложено на будущее», -- считает Маргарита Балсамеда. Согласно прогнозу эксперта, в Молдове в ближайшее время можно ожидать достижения адаптации к новому уровню цен, в Украине в 2016-2017 годах возможна дорогостоящая стабилизация. А перспективы Беларуси очень сильно зависят от внешней политики, которая заметно влияет на условия экспорта и импорта ключевых товаров.
«Похоже, что в сфере машиностроения Беларусь нашла возможность сохранения рабочих мест и даже добилась увеличения объемов производства. Однако это произошло в основном за счет преференций в торговле. И эти условия уже сегодня начинают меняться», -- подчеркнула профессор.