Люди хотят приватизировать свои квартиры, но не знают, где взять миллионы на выкуп государственного жилья.
30 июня 2016 года - последний день, когда можно подать заявление о приватизации государственного жилья. «Радыё Свабода» поговорила с людьми, которые недовольны правилами приватизации и требуют их поправить, потому что не знают, где взять сотни миллионов на выкуп государственного жилья.
65-летней жительнице Орши Надежды Шевелковой нужно заплатить 160 миллионов рублей, чтобы приватизировать свою двухкомнатную, полученную в советское время малосемейку. Женщина говорит, что такая приватизация ей не по карману, но и оставлять все как есть боится.
«Чиновница мне сказала, что если переведут в арендное жилье, то будет дорого арендовать. Боюсь, со своей пенсией в 2,7 миллиона аренду я просто не потяну. Поэтому согласилась на приватизацию, но где взять 160 миллионов?» - cетует женщина.
В конце 2014 года пенсионерка подала заявление на приватизацию и с тех пор боролась за скидки в расчетах. Доказывала, что фактическая площадь квартиры меньше указанной в паспорте. Давила на то, что живет под самой крышей на 5-м этаже, в одной из комнат зимой не выше 15 градусов тепла, а летом в жару - не продохнуть. А также, что район плохой: близко железной дороги, где и шумно и воздух не самый чистый.
В исполкоме сначала пообещали пересмотреть расчеты, но снизили общую стоимость квартиры в 147 миллионов рублей только на 800 тысяч, зато к сумме приватизации добавили еще 13 миллионов - якобы за благоустройство района.
«Спрашиваю: какое благоустройство? Говорят: вы попали в зеленую зону. Оказывается, они вспомнили то, что 8 лет назад в Орше проводили "Дожинки" и якобы наш район озеленили. Хотя наш двор каким был, таким и остался, у нас ничего не изменилось. Да даже если и так: разве через 8 лет мы должны платить за то, что они несколько кустов посадили?» - удивляется пенсионерка.
Ее борьба за свои права на приватизацию по доступной цене привела к определенным политическим выводам.
«Телевизор уже не смотрю. Стоит на шкафу, почти не включаю. Невозможно слушать, что он там говорит, ведь в жизни все наоборот. Лапшу на уши вешают», - говорит женщина о речах Лукашенко и государственных чиновников относительно заботы о бедных людях.
«Мясо, колбасы едим через день, а то и реже. Если бы не огород с картошкой и другими овощами, на пенсию не прожили бы», - жалуется Надежда.
Женщина также рассказала, что не смогла попасть на прием к Лукашенко, и как безуспешно пыталась записаться на прием к местному «депутату»:
«Как ни позвоню в его приемную, все где-то ездит. Нет его, говорит секретарь».
«Причина не только в дороговизне, но и в незаконности такой приватизации государственного жилья», - считает житель минской двушки Юрий Магонов. Он признает, что в течение 3 дней будет вынужден подать заявление на приватизацию своей квартиры в Советском районе Минска. Квартира обойдется ему примерно в 180 миллионов рублей. После подачи заявления хозяин намерен судиться с государством.
Первый взнос по оплате стоимости приватизации квартиры составляет 10%. Юрий Магонов рассчитал, что для него это будет 18 миллионов, это целых 8 его пенсий. То, что оставшиеся 162 миллионов растянут на 40 лет, по словам Юрия Николаевича, ситуацию не меняет:
«Мне 66 лет - разве я доживу до того, что квартира будет приватизирована?
Хотелось бы, но не думаю. Таким образом, в результате квартиру заберут и снова продадут, но уже по коммерческой цене. И почему так? А просто денег у них не хватает, и они в очередной раз решили ограбить простонародье. Ставят условие: либо приватизируй квартиру, либо она станет арендной и будешь платить кроме квартплаты еще и за аренду. За что? За то, что она государственная. Но она всегда была у меня государственной, что изменилось?»
Ряд общественных и правозащитных организаций обратились в администрацию Лукашенко и Совмин с обращением, чтобы приватизация была продлена, а цены ее учитывали финансовое положение определенных категорий граждан. Также авторы обращения призывают предусмотреть для нанимателей служебного жилья возможность аренды. Обращение подготовили «Правовая помощь населению», «Офис по правам людей с инвалидность» и объединение белорусских пенсионеров «Наше поколение».
Между тем до окончания приватизации осталось менее 3 дней. Глава «Правовой помощи населению» правозащитник Олег Волчек считает, что продлить и пересмотреть условия приватизации жилья все равно не поздно.
«Ничего еще не поздно. Если у нас один главный политик принимает законы задним числом, то и здесь можно изменить положение указом. Но главное, что проблема очень серьезная и невозможно ее не решать. Во-первых, правовое положение тех граждан, которые не приватизировали свое жилье, резко ухудшается. Если через 2 месяца не заплатишь аренду, суд может принять решение о выселении. Так сотни людей окажутся на улице без шансов вернуться в свою квартиру, хотя Конституция гарантирует всем право на жилье. Вторая проблема - ведомственное жилье. Много кто проживает в служебных квартирах, которые можно приватизировать только через 10 лет проживания. А если человек прожил там меньше, а обстоятельства изменились? Квартиру забирают, а человека выселяют - и все. Так произошло в Березе с господином Стасевичем, бывшим сотрудником внутренних дел. Из-за состояния здоровья он не смог дальше работать, но прожил в квартире менее 10 лет, и сейчас суд рассматривает его выселение».
В своих предложениях Олег Волчек ссылается на опыт соседних с Беларусью стран, столкнувшихся с подобными проблемами и нашли выход:
«Можно воспользоваться опытом России и Украины, где продлили приватизацию и учли разное положение людей. Некоторым позволили приватизацию по низкому тарифу, некоторым даже бесплатно. Сделать так и у нас было бы цивилизованно и гуманно, так как многие из старых людей уже давно отработали стоимость своих квартир. Надо дать им время и возможности ».
По подсчетам авторов обращения, только в Минске после 1 июля до 19 тысяч квартир могут перейти в собственность государства вследствие того, что их хозяева не смогут приватизировать это жилье.