Белорусскую экономику подкосили внешние причины и нерасторопность чиновников, заявил вице-премьер Владимир Семашко и отчитался о начале ее восстановления. Независимым экономистам такой оптимизм не понравился, говорят, это белорусские народные сказки.
7 причин проблем белорусской экономики
«Мировой кризис 2010-2011 годов и последующая за этим рецессия не могли не сказаться на нашей стране, стране с открытой экономикой, когда 60-65% ВВП мы должны продать на внешние рынки. Упал экспорт нашей продукции, упало производство промышленное и упало соответственно ВВП», — заявил заместитель премьер-министра Владимир Семашко на совместном заседании палат белорусского парламента, объясняя депутатам причины проблем в белорусской экономике.
1. Объективной причиной, по его словам, «стало значительное ухудшение внешнеэкономической конъюктуры, снижение на всех мировых рынках».
2. Санкции против России и последующий за этим обвал рубля. Например, в 2015 году Беллегпром продал продукции не меньше, чем в 2014 году, но валютная выручка составила 71% к предшествующему году.
3. Политическая и экономическая ситуация в Украине. «Это 3-4 партнер, если взять по экспорту/импорту, для нашей страны. Товарооборот самого максимального года — 2012 — 7,9 млрд долларов упал до 3,5 млрд долларов в 2015 году. Это не могло тоже не сказаться», — подчеркнул Семашко.
4. «Вместе с тем нельзя не сказать о субъективных причинах...» Первая из них — задержка девальвации.
5. Слабая работа отдельных министерств и ведомств, которые организовывали предприятиям диверсификацию рынков сбыта. «У того же легпрома предшествующие годы порядка 60-70% экспорта приходилось на одну страну Россию. Сегодня эта ситуация исправляется в лучшую сторону. По факту прошлого года 58% приходится на Россию. Значит, мы существенно увеличили экспорт в страны дальнего зарубежья, на новые рынки», — пояснил Семашко.
6. Недостаточная целенаправленная работа некоторых министерств и ведомств по реализации инновационной и инвестиционной программ.
7. «Денег нет, дорогие кредиты». «Но, вместе с тем, характерный пример Минэнерго. Находятся деньги. Когда в 2002 году мы смогли вложить только 42 млн долларов на инвестиционной программе, то в прошлом году на атомную станцию — примерно 1,7 млрд. долларов. Деньги есть. Их надо просто искать и уметь использовать», — считает чиновник.
Кризис заканчивается?
Дальше началась оптимистичная часть доклада вице-премьера. Он отчитался о восстановлении промышленности, росте экспорта и прочем.
«Промышленность Беларуси была и остается основной отраслью страны, обеспечивающей наиболее значимую долю в формировании ВВП», — пояснил Владимир Семашко.
И рассказал, что «меры, принятые в конце 2015 года — начале 2016 в рамках стабилизации в республике и поддержке промышленных предприятий начали давать свои положительные результаты».
Так, по его данным, за 5 месяцев ВВП составил 97,2% прирост по сравнению с апрелем 2016 года 0,2%, январем — 1,5%. Основной вклад, добавил вице-премьер, в восстановление ВВП Беларуси дает промышленность. Темпы ее роста достигли 108,1% по итогам 5 месяцев, прибавка к январю-апрелю составила 0,6%, январю-марту - 1,5%.
При этом, ряд отраслей по-прежнему испытывают проблемы с производством и реализацией продукции. Например, Белорусский металлургический завод: «металлургическая отрасль испытывает мировое перепроизводство и стагнацию, что сопровождается падением цен на продукцию». Но к концу года, по планам правительства, БМЗ должен выйти к концу года на рентабельную работу.
Бюджетные деньги уходят на помощь предприятиям
Государство продолжает оказывать заметную поддержку предприятиям. БМЗ получил 240,5 млн долларов, снижены ставки по кредитам (с 11,5% до 7%), 70 млн долларов выделены на бюджетный займ под пополнение оборотного капитала, около 6 млн долларов — на возмещение процентов за банковские кредиты.
В целом, по Минпрому оказано господдержки в 2015 году 10,1 трлн рублей. При этом, по словам Семашко, в этом году поддержка снизилась. «Это положительный момент, предприятия начинают набирать обороты, увеличивается рентабельность, поддержка нужна меньше», — пояснил чиновник.
Все выше, и больше, и шире
«Экспорт товаров характеризуется положительной динамикой», — отчитался вице-премьер.
В феврале по сравнению с январем прирост был 48,2 млн. долларов, в марте на 231,5 млн долларов, 71,6 млн долларов в апреле, озвучил статистику Семашко. По его мнению, рост на товары долгосрочного пользования свидетельствует о начале восстановления рынка.
По данным правительства, вырос экспорт сельскохозяйственных машин, тракторов и тягачей, плит ДВП, холодильников, телевизоров.
Вице-премьер отчитался о том, что складские запасы достигли самого низкого уровня за последние три года (69,1% среднемесячного объема производства, снизившись на 0,7% за месяц). Рентабельность продаж выросла на 6,8%, добавил Семашко.
Данные Белстата, кстати, пока не указывают на рост экспорта. По данным ведомства, экспорт в январе-мае 2015 года составил 11 023,5 млн долларов США, за аналогичный период этого года — 8 904,8 или 80,8%. Очевидно, что сравнение с прошлым годом — невыгодно и поэтому было опущено.
Газовые споры и справедливость
Беларусь и Россия сейчас находятся в вялотякущем газовом конфликте. Переговоры идут, говорит Семашко.
«Мы ставим задачу прийти к ценам, близким к внутрироссийским, — сказал он. — Я всегда своим коллегам, когда неоднократно, десятки раз уже споры по цене газа, по формулам, по всему и так далее, я говорю: «Нам не нужен дешевый газ от вас, мы пошли в Евразийский союз для того, чтобы иметь газ и энергоресурсы в целом по ценам, близким к вашим».
По словам вице-премьера, он будет только рад, если в России цены будут близки к западноевропейским. Если разница в ценах для российских и белорусских потребителей составит 10-15%, — «это для нашей экономики благо», сказал Семашко. «Сегодня субъекты хозяйствования России платят 60-65 долларов, в Казахстане — 70-72 доллара, а нам надо платить 278 долларов», — добавил он.
Белорусские народные сказки о светлом будущем
«Это всё белорусские народные сказки», — отреагировал на слова Семашко о восстановлении экономики Беларуси экономист Лев Марголин.
По его словам, представители МВФ сказал, что ожидает постепенное, очень медленное восстановление экономики в 2018 году. «И то я посчитал его оптимистом, — пояснил Марголин. — А Семашко — сказочник».
Он вспомнил в связи с этим анекдот: «Доктор спрашивает: «Больной перед смертью потел?», «Потел, доктор, потел», «Ну тогда хорошо». Так и тут», — заключил экономист.