Генеральная прокуратура обратилась к бизнес-сообществу с просьбой активизироваться в борьбе с коррупцией.
Соответствующее письмо было направлено в Республиканскую конфедерацию предпринимательства, пишут «Белорусские новости».
Как говорится в письме, «в настоящее время готовятся изменения и дополнения в закон «О борьбе с коррупцией». Генпрокуратура просит РКП «активизировать в пределах предоставленных полномочий свое участие в борьбе с коррупцией», а также инициирует «подписание соглашения между конфедерацией и иными общественными объединениями о принятии мер, которые приведут к отказу предпринимателей участвовать в коррупционных схемах».
Как считают в Генпрокуратуре, в Беларуси уделяется значительное внимание созданию эффективных механизмов противодействия коррупции. «Если в 2008 году число преступлений, связанных с коррупцией, выявлено 2735, то в 2009 году — 3366. К уголовной ответственности привлечено 1542 и 1746 лиц соответственно. Такая же тенденция отмечена и в текущем году. За 4 месяца 2010 года зарегистрировано 1511 коррупционных преступлений — на 280 больше, чем за аналогичный период прошлого года».
Представители бизнеса придерживаются иного мнения, согласно которому чиновники поставлены в такие условия, которые дают им возможность совершать коррупционные преступления. До тех пор, пока эти условия будут существовать, борьба с коррупцией не принесет по-настоящему действенного эффекта.
Как отмечает вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Андрей Карпунин, в первую очередь это касается системы наказания. «В законодательстве штрафы и наказания прописаны «вилкой», например, от 1 до 50 базовых величин. Это автоматически предполагает, что чиновник должен принять решение по размеру наказания самостоятельно. То есть у него есть возможность использовать свое служебное положение с финансовой выгодой для себя».
По словам Карпунина, были попытки создания комиссий для рассмотрения дел по штрафам, но этот механизм неэффективен. «Надо четко прописать, за это — такой штраф, за это — такой. Это будет большим ударом по взяточничеству и коррупции».
Бизнес-сообщество, как отмечает эксперт, также всегда обращало внимание на чрезмерное количество разрешительно-согласовательных процедур, выдача которых выстроена по субъективному фактору. «Чиновник хочет — согласует, хочет — не согласует. Возможно, в Минске это не так ощутимо. Между тем в регионах, небольших городах доходит до откровенного вымогательства».
Из-за чиновничьего произвола у бизнеса, например, часто возникают сложности с согласованием ассортиментного перечня продукции для торгового объекта. «Захотят — разрешат торговать табачными изделиями и спиртными напитками, или не захотят. Могут позволить торговать рыбой, но не разрешить торговать мясом, потому что рядом с торговой точкой — магазин местного мясокомбината, которому нельзя создавать конкуренцию».
Даже открытие рекламной газеты, а это рабочие места и фактор определенного влияния на развитие экономики региона, может быть заблокировано, «так как чиновник не видит целесообразности создания такой газеты». «Но не власть должна решать, целесообразно или нет предпринимателю рисковать и вкладывать средства в новый вид продукции», — убежден Карпунин.
Генпрокуратура в качестве механизма борьбы с чиновничьим беспределом предлагает бизнесу информировать соответствующие органы о фактах коррупции. Карпунин, считает, что это неоднозначный выход из ситуации.
По его словам, если это анонимка, то она может быть отправлена как по реальному коррупционному факту, так и в связи с желанием просто отомстить порядочному чиновнику. «Если предприниматель открыто заявляет о факте проявления коррупции, то для него развитие событий может иметь как положительное, так и отрицательное продолжение. Да, удается побороть одного конкретного чиновника. Но чиновник — это винтик огромной большой системы госуправления. И если госуправление хочет ходить в чистом мундире, оно будет предпринимать все усилия, чтобы минимизировать негативные последствия одного зарвавшегося чиновника. Будет действовать исподтишка, чтобы остальным было не повадно сообщать».
Председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко убежден, что предприниматели не будут сообщать о фактах взяток. «Доказать такие факты сложно. К тому же бизнес не будет сам себе подрезать крылья». Он подчеркивает, что у чиновников много свободы в плане начисления штрафных санкций. И в таких ситуациях взятка — это возможность работать. «Чиновник может дать штраф в 100 млн. рублей или 50 млн. рублей. Эта разница будет стоить бизнесмену возможности продолжать работать и содержать семью».