«Мягкая деноминация» — термин который с 1 июля может запатентовать белорусское правительство. Это когда все знают, что нули на деньгах убрали, но новых денег почти никто не видел.
В преддверии катастрофы
Технические сбои, отсутствие наличных денег и сложности с расчетами – неполный список того, что может ожидать белорусов 1 июля после проведения деноминации, предрекали эксперты. Часть из них рекомендовала перестраховаться и запастись наличными деньгами, а лучше даже и в магазин дня три не ходить. А некоторые считали, что белорусы деноминацию даже не заметят.
Услышали эти рекомендации не все. Это самые ответственные стояли в очередях около обменников и банкоматов 29 и 30 июня. Пошли даже странные разговоры, что карточки стоит опустошить полностью, тема всерьез обсуждалась в утреннем шоу 30 июня на радиостанции «Юнистар». Добралась эта тенденция и до телевидения: после сюжета о рекомендациях Нацбанка ведущие шоу на телеканале давали «народные» советы, противоречащие этим рекомендациям. Была легкая паника.
Поддались даже более-менее известные люди. «Надежды на то, что “пронесет” — нет. Как всегда ожидается, что найдутся “мошенники” и кто-то на этой деноминации “заработает”. В общем, доверия нет. Я, как и все, жду “стихии”. Постаралась избавиться и от денег на карточке, и от наличных. Свести все свои финансы к “нулевому” состоянию"», — написала политик Татьяна Короткевич.
Большинство в личных разговорах признавались, что снимали наличные (с этим были проблемы из-за пустых автоматов). Кто-то еще заправлял машину. Кто-то не делал совсем ничего (таких тоже было немало).
«Готовиться нужно, несомненно. На выходные стоило бы снять нужную сумму для подстраховки (не все, а нужную сумму). Или купить нужное на выходные заранее, — сказала БДГ сотрудница одного из банков. — Причем не только из-за деноминации, но и из-за танков в городе».
Она также посоветовала где-то до вторника внимательно контролировать выписки по безналичным платежам, чтобы все совпадало. «Если какое-то сомнение — сразу связываться с банком. Это стоит делать всегда, а на переходном этапе тем более», — добавила она.
Кроме того, добавила сотрудница банка, нужно внимательно изучать ценники в магазинах: «делить на 10 тысяч многие не умеют и делят на что угодно».
«Я ничего не понимаю в этих новых деньгах»
1 июля собственно с первого взгляда ничего не изменилось. Хотя стоило выйти на улицу и прислушаться, как долетали разговоры о деноминации.
— Им сказали рассчитываться с нами только новыми деньгами.
— Куда? У нас же миллионы, — это говорили две женщины.
В магазинах было всё как обычно. Хотя…
— А новые деньги есть? — спрашивает покупатель.
— Новых нет. Нам же еще тяжело еще по-новому, — отвечает кассир.
— 7 рублей 48 копеек, — торжественно произнесла молодая кассир и повторяет по-старому. — 74 тысячи 800 рублей.
А бабушка, которой сказали, что ее покупка будет стоить 78 копеек даже заулыбалась.
В кассах не было ни одной новой купюры. Продавцы объясняли это покупателям тем, что… люди еще не сняли с банкоматов и не принесли им и ожидали наплыв ближе к вечеру.
На выходе остановились немного растерянные мать и дочь. «Я и сама не понимаю в этих новых деньгах. А ты понимаешь?» — спросила женщина.
В других магазинах, куда попал корреспондент БДГ, деноминация была заметна еще меньше: продавцы не называли новые цены, купюр заметно тоже не было.
«Похожи на евро»
Почтовые отделения работали, но не совсем. Вернее, официально они не работали, хотя и были открыты. Новых денег сотрудники еще не видели, кассовые аппараты были сняты, поэтому, вероятно, единственная доступная им операция — это выдача посылок.
Сотрудницы почты с интересом изучили добытую корреспондентом из банкомата пятирублевую купюру.
«На евро похожа, — с уважением сказала женщина. — Это ж наши пять… пятьдесят тысяч?»
«Говорят, новые деньги есть в соседнем магазине», — сказала другая.
В поисках новых денег
О новых деньгах спрашивали многие, возможно, некоторые именно за ними выбрались из дома в жаркий день.
«А в магазине сдачу новыми деньгами дают?» — спросила пожилая женщина. Пришлось ее разочаровать.
Разочарование ждало и тех, кто надеялся обменять деньги или зайти в банк по другим делам: довольно большая часть отделений не будут работать до 4 июля. Чтобы не промахнуться нужно сверяться с сайтами банков, где размещены адреса работающих отделений.
Зато с банкоматами в Минске всё было хорошо (нужно также сверяться, есть ли в конкретном новые деньги). Они работали и выдавали рублевые купюры (а не тысячные).
«Щас еще в «инстаграммчик» скину», — сказала девушка, пряча наличность.
Жители регионов сообщают, что и банкоматы, даже включенные в списки, выдавали старые деньги.
Минчане рассказывают, что монеты можно увидеть в ЦУМе и ГУМе, где их выдают на сдачу. Некоторые уже пожаловались, что двухрублевки заржавели. А Нацбанк обещал разъяснить, почему так произошло, позже.
Деноминация состоялась и значительно спокойнее, чем все ожидали. Правда, учитывая, что новых денег пока мало, привыкание может затянуться.
новые ценники
Все найденные банки были закрыты. Что оказывалось сюрпризом для горожан
Для сотрудников банков выходного не было
Банкоматы декларировали возможность получение новых денег. Как пишут, в регионах это могла быть обманка
Но в Минске всё было хорошо. 5 рублей, добытые в банкомате
Отделения Белпочты официально не работали. Но были открыты
Памятка в аптеке