Вместо бравурных планов на «пятилетку», озвученных на «хурале», правительство склоняется к аварийному плану «Б».
Новая программа социально-экономического развития на пятилетку предполагает, что экономика за 2016-2020 годы вырастет на 12-15%, в том числе за следующий год — минимум на 1,5%. Однако возможен и «План Б». Согласно оценкам властей, в случае, если цены на нефть будут находиться на низком уровне, экономика страны в 2017 году сможет вырасти только на 0,2%.
Нефть определит судьбу белорусской экономики
Согласно пятилетней программе социально-экономического развития, которая была одобрена на недавнем «всебелорусском собрании», ВВП страны вырастет в 2016-м на 0,3%, в 2017-м — минимум на 1,5%, в 2018-м — не менее чем на 2,4%, в 2019-м — как минимум на 3,3%.
Однако пока вместо роста мы видим падение: в январе — мае экономика сократилась на 2,8%. Так что экономические власти решили подстраховаться и разработали концепцию прогноза социально-экономического развития страны на будущий год с учетом двух разных сценариев.
По информации БелаПАН, власти предварительно определили два возможных пути развития экономики в 2017 году.
Первый сценарий предполагает, что экономика в будущем году вырастет, как и записано в пятилетней программе, на 1,5%. По оценкам властей, этого результата в будущем году можно добиться при условии, если цена нефти на мировом рынке стабилизируется на уровне 45 долларов за баррель, среднегодовой обменный курс составит 70 российских рублей за доллар, а ВВП России вырастет в будущем году на 1%.
Второй сценарий экономических властей Беларуси на 2017 год предполагает, что ВВП Беларуси вырастет только на 0,2%. Данный сценарий подготовлен с учетом того, что среднегодовая цена нефти в будущем году составит 35 долларов за баррель, среднегодовой обменный курс составит 75 российских рублей за доллар, а ВВП России снизится на 1%.
Напомним, в планы на 2016 год власти изначально закладывали 50-долларовую цену на нефть. Однако весной, когда доходы бюджета из-за ухудшения нефтяной конъюнктуры пришлось пересматривать, стали ориентироваться на то, что баррель черного золота в среднем будет стоить в этом году 35 долларов. И бюджет-2017, возможно, также придется верстать тоже исходя из этой же цифры.
Воли к реформам пока нет
Второй сценарий развития экономики на 2017 год, предполагающий рост ВВП на 0,2%, ближе к прогнозу МВФ по Беларуси. Эксперты фонда ожидают, что в будущем году экономика нашей страны сократится на 0,5%. Возможно, белорусские власти в душе даже с согласны с МВФ, но считают идеологически неверным закладывать в официальный прогноз динамику ВВП ниже нуля.
Таким образом, на смену рецессии, наблюдаемой в Беларуси в 2015-2016 годах, в будущем году может прийти стагнация, и главная интрига — что будет с белорусской экономикой дальше.
Программа социально-экономического развития на 2016-2020 годы предполагает, что темпы экономического роста будут постепенно расти, и в 2020-м ВВП увеличится на 4,1-4,3%.
По прогнозу МВФ, Беларуси реально добиться роста экономики и на 4,5% в год, но лишь в случае реализации структурных реформ. «По нашему мнению, с ускорением реформ экономический рост в Беларуси может даже превысить 4,5% в год», — заявил глава миссии МВФ в Беларуси Питер Долман в минувший четверг. Поэтому фонд призывает проводить реформы незамедлительно и сделать их более глубокими.
Между тем белорусские экономисты констатируют, что изменения в национальной экономике происходят медленно и ускорения этого процесса пока не наблюдается.
«К сожалению, ситуация, в которой мы находимся последние полтора-два года, напоминает топтание на месте. Целесообразность реформ понимают в правительстве многие, однако отмашку на их проведение глава государства не дает, и ситуация в результате законсервирована», — говорит старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.
В ситуации, когда властям необходим новый кредит, МВФ стремится максимально конкретно сформулировать свои требования. Чтобы условия выделения кредита приводили к глубокому реформированию белорусской экономики, МВФ рекомендовал провести полномасштабную диагностику банковской системы и сектора госпредприятий. Очевидно, такая диагностика фонду понадобилась, чтобы как можно точнее сформулировать условия новой кредитной программы.
«Белорусская сторона, опасаясь негативных социальных последствий, неохотно идет на реформирование сектора госпредприятий, поэтому существуют сомнения в том, что новая программа Беларуси с МВФ вообще будет подписана в нынешнем году», — считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.
По его мнению, сейчас платежный баланс Беларуси находится не в самом удручающем состоянии, поэтому острой финансовой потребности в ресурсах МВФ у Минска пока нет.
«Власти предпочтут более длительную стагнацию более глубоким реформам. Тем более что пока Беларуси дает деньги Россия. Однако если возникнут сложности с получением российских денег, то это может подтолкнуть правительство и к выполнению требований МВФ», — полагает Полховский.
На ход будущих переговоров властей с кредиторами могут влиять, как считают эксперты, и кадровые перемещения в высших эшелонах власти. Как уже сообщали СМИ, завоевавший репутацию реформатора помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый уходит с этого поста и в скором времени уедет работать послом в Китай.
«Если преемником Рудого, не дай бог, станет человек, который разделяет позиции сторонников эмиссионного стимулирования экономики, это может не только затруднить переговоры с кредиторами, но и угрожать финансовой стабильности в стране», — говорит Иосуб.
Вторая половина 2016 года покажет, как именно собираются действовать белорусские власти в экономической сфере. Пока, судя по заявлениям официальных лиц, глубоких и быстрых реформ проводить не планируется.
Однако не исключено, что из-за нарастания проблем в реальном и финансовом секторах власти все же вынуждены будут следовать рекомендациям МВФ.
Дмитрий Заяц, Naviny.by