Прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы невыполним, поскольку белорусские власти прогнозируют свои желания, а не возможности экономики.
Всебелорусское народное собрание одобрило «Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы».
Александр Лукашенко подчеркнул, что в программе сохранена «преемственность нашего курса и базовые основы белорусской модели», а «общество не готово к реформам».
Оптимистические цифры, «нарисованные» правительством, отражают не реальные возможности кризисной экономики, а пожелания властей. Белорусское руководство хотело бы увеличить рост ВВП на 0,3% уже в 2016 году, однако по факту придется говорить о его падении на 2-3%. Как отметил в интервью БДГ старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб, невозможно заставить дождь завтра пойти, даже если очень захочется.
«Прогнозы никогда не выполнялись»
Вадим Иосуб считает прогнозы нереалистичными, тем более что аналогичные программы никогда не выполнялись:
– Цифры не выглядят реалистично, прогнозы относительно темпов экономики традиционно не выполняются.
Вместе с тем, считает эксперт, существуют направления, которые поддаются прогнозам:
– Очень достойно выглядят планы по последовательному снижению инфляции. Денежные власти имеют прямое влияние на эти процессы, если будут проводить ответственную денежно-кредитную политику, не станут делать глупостей. А получить показатели ВВП очень легко старыми методами: стимулировать спрос, включить печатный станок – на короткое время можно получить заданный ВВП. Но после этого все равно наступит крах.
На инфляцию можно влиять процентной политикой. Величина инфляции в стране – полностью внутренний фактор, который находится в руках политики Нацбанка, в то время как ВВП – более сложный показатель, который зависит и от мировой экономики.
А если не заниматься такими глупостями, то ВВП станет результирующим итогом проводимой экономической политики, ситуации с экономикой в России, цен на нефть. Как можно добиваться выполнения заданных параметров, если мы не влияем на мировые цены на нефть, не влияем на темпы роста российской экономики – не очень и понятно.
Вадим Иосуб отмечает, что прогноз в Беларуси и классический прогноз – совершенно разные явления:
– Во всем мире – прогнозы это прогнозы: то, что власти ожидают получить от экономики. Белорусские прогнозы – целевые: то, чего власти желают достичь в экономике. Простейшая аналогия: синоптики могут прогнозировать, будет завтра дождь или не будет, но по своему желанию люди не научились вызывать дождь на завтра. В западных странах тоже принято делать прогнозы в экономике, но рисовать не желаемые цифры, а возможные, исходя из целого комплекса внешних и внутренних факторов. Европейский центробанк заседает раз в месяц – от заседания к заседанию экономические планы сильно корректируются. Попытки нарисовать планы на 5 лет вперед, а тем более пытаться достичь нарисованных показателей – задача, которая имеет мало точек пересечения с реальностью. А вдруг за пять лет нефть подорожает до 150 долларов – тогда мы выполним и перевыполним планы.
Зачем властям прогноз?
Раз «Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы» появились, значит, кому-то они нужны.
– Это продолжение традиций целевых прогнозов. От некоторых вещей в последние годы белорусские власти начинают отказываться. Года два назад, когда правительство доложило главе государства о плохих показателях с ростом ВВП, Лукашенко напомнил, что планы социально-экономического развития никто не отменял.
На самом деле и раньше прогнозы никогда не выполнялись. Собственно говоря, и в 2016 году запланирован рост ВВП на 0,3%, однако по факту можно будет говорить о снижении на 2-3%. Белорусские власти не могут перейти от планирования своих желаний до прогноза возможностей, того, чего белорусская экономика может достичь в существующих условиях. Безусловно, никто не станет планировать падение ВВП на 3%, но можно ведь сформулировать по-другому: скорее всего, ВВП снизится на 2-3%. И тогда точность прогнозов сильно повысится, – отмечает Вадим Иосуб.
Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико прямым текстом называет пятилетки советским архаизмом:
– Лично мне все эти пятилетки уже основательно набили оскомину. Кроме первых двух или трех на заре строительства коммунизма, они даже в СССР не выполнялись. Пятилетка – это старая, не показавшая себя эффективной форма работы номенклатуры. Сегодня у нас руководят страной достаточно пожилые люди, им такая форма привычна и удобна.
Альтернатива: ударные направления вместо пятилеток
Леонид Заико назвал программу «пессимистической» – «такого рода программы (с динамическими показателями 12-15%) можно было увидеть перед распадом СССР, в фазе депрессивной экономики». Экономист считает, что к проблеме следовало походить иначе, поскольку «пятилетка – это старая, не показавшая себя эффективной форма работы номенклатуры». Об этом Леонид Заико написал на Onliner.by.
Вместо неэффективного планирования пятилеток Леонид Заико предлагает сконцентрировать внимание на реализации всего двух программ: «Общество знаний», где мы выстраиваем реформу национального интеллекта, вторая программа – технологического развития, где отдельное внимание было бы уделено аддитивным технологиям и IT-сфере». Такую маленькую страну, как Беларусь, из кризиса надо «вытаскивать буквально несколькими ударными направлениями», на которые хватит ресурсов.
Экономист не припомнит ни одного высокотехнологичного предприятия, построенного в Беларуси с 1991 года. МАЗу, МТЗ, БелАЗу следует иметь в виду, что «тракторы и автомобили будут выпускаться в Китае, туда уже уходят русские, немцы и американцы», Китай уже производит запчасти для белорусских автогигантов. По силам ли маленькой Беларуси тягаться с Китаем?..
«По-настоящему современное, высокоприбыльное производство – это интеллектуальный труд. Его нельзя потрогать руками, пнуть ногой. Это – программные продукты, научные разработки и новые технологии. Все, что требуется от чиновников, – обучить программистов, дать им пару десятков гектаров земли под офисы и коттеджи и создать условия, при которых специалисты из IT-сферы не стремились бы упорхнуть за рубеж. Это должны быть разумные, объективные и интуитивно понятные условия: никаких льгот, сплошная холодная логика и расчет. И уже через пять лет будут реальные результаты, реальные налоговые поступления и красивые показатели роста», – резюмирует Леонид Заико.