Суммарный долг сельхозпредприятий составляет 5 миллиардов долларов.
Сельхозпредприятия Минсельхозпрода должны год не есть, не пить и скот не кормить, чтобы рассчитаться с долгами.
Лукашенко вспомнил про белорусское село и подписал указы №251 "О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь" и №253 "О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций».
В них предусмотрены механизмы финансового оздоровления неплатежеспособных сельхозорганизаций, в том числе путем передачи на определенных условиях активов таких организаций эффективному собственнику. Определены также стимулирующие меры вывода сельхозорганизации на стабильную работу.
«Около 90% колхозов и совхозов убыточны»
По официальной статистике, в январе-апреле 2016 года убыточными являлись 25,2% сельхозпредприятий Беларуси – число убыточных сельхозпредприятий за год увеличилось вдвое. Сумма чистого убытка 361 убыточной сельхозорганизации составила 86,6 млн деноминированных рублей. Специалисты сомневаются в правдивости этой цифры, подозревая, что убыточных сельхозпредприятий на порядок больше.
- Если бы государство не субсидировали сельхозпредприятия, убыточных колхозов и совхозов было бы процентов 65. И это еще не все. Субсидии государства составляют до половины добавочной стоимости, которая создается в колхозах и совхозах. Боюсь, что убыточных предприятий на самом деле гораздо больше, - считает кандидат экономических наук Леонид Злотников.
Почему?
- В условиях высокой инфляции бухгалтерский учет не ведется в соответствии с международными стандартами. А вот если бы бухгалтерия велась по международным стандартам, наверное, процентов 90% сельхозпредприятий были бы убыточными, – считает экономист.
Оздоровление и антикризисное управление
Восстанавливать платежеспособность организаций АПК в Беларуси будут через досудебное оздоровление и антикризисное управление, цитирует БЕЛТА министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца. Поскольку указы до сих не опубликованы, министр выступает в качестве переводчика.
Речь идет о сельхозпредприятиях, которые не обеспечивают погашение своих финансовых обязательств. Предприятия, которые будут оздоравливать в досудебном порядке, попадают под действие указа №348 о мерах по повышению эффективности работы организаций АПК, срок действия которого продлевается до 31 декабря 2017 года.
"Речь будет о реструктуризации задолженности по инновационным, инвестиционным кредитам, лизингу", – министр Заяц считает, что благодаря реструктуризации задолженности предприятие сможет набрать обороты и рассчитаться по обязательствам.
Санация хозяйств будет проводиться на протяжении 36 месяцев, а при необходимости этот срок можно продлевать еще на 24 месяца. Восстанавливать платежеспособность колхозов-совхозов будут путем внесения денег в уставные фонды третьими лицами, переводя кредиторскую задолженность в акции.
Некоторые неплатежеспособные сельхозпредприятия придется ликвидировать; в этом случае антикризисный управляющий получит право снижать стоимость имущественного комплекса – с учетом мнения кредиторов. Министр подчеркнул, что процесс будет управляемым и контролируемым.
"Стоит задача не раздробить сельхозпредприятие, а передать его новому собственнику имущественным комплексом", – пояснил он. Руководителям, которые в течение пяти лет обеспечат динамичное развитие убыточного предприятия, выведут его на эффективное прибыльное производство без долгов, с согласия Президента будет передаваться пакет акций в размере 25%+1 акция.
-Гнать надо с должности министра Зайца, если он завизировал такой указ, – уверен экономист Виктор Терещенко. – Предусмотренные действия не приведут к оживлению села, а вызовут дальнейшее ухудшение условий для работников АПК, приведут к дальнейшей стагнации. Неплатежеспособность сельхозпредприятий, как и предприятий промышленности, зависит от трех составляющих: денежно-кредитной и монетарной политики, налоговой политики, мотивации работников к труду. Не решит власть эти три проблемы – ничего не будет.
По словам экономиста, в колхозах-совхозах Браславского района «зарплата в лучшем случае выдается за апрель, я не говорю о ее размере; часть ее выдается продукцией сельского хозяйства – мясом, колбасой, другой продукцией».
«Сельскохозяйственные предприятия вынуждены продавать зерно дешевле, чем год назад – как такое может быть? Государство снижает закупочные цены на зерно, снижая его сортность. Но самое главное: практически все сельскохозяйственные предприятия закредитованы», – говорит экономист.
«На тебе Боже, что нам негоже»
Указ №251 предусматривает передачу активов неплатежеспособных сельхозорганизаций эффективному собственнику. Если предприятие в течение трех лет было прибыльным, оно продается за 100% стоимости чистых активов, если из этих трех лет один год был для него убыточным, то за 80%. Два года с убытками подразумевает продажу за 50% стоимости чистых активов. Если все три года этот показатель был отрицательным, то организация может быть продана за 1 БВ (с 1 июля составляет 21 белорусский рубль).
Леонид Заяц подчеркнул, что указ направлен на то, чтобы повысить эффективность работы сельхозпредприятий, восстановить их платежеспособность, а также сохранить крупнотоварное сельскохозяйственное производство и трудовые коллективы.
- А кто купит? – вопросом на вопрос отвечает Виктор Терещенко. – Если предприятие продают за 1 базовую величину, значит, у него накопились миллиардные долги: обязательства перед банками, неплатежи за услуги, за топливо, запчасти. Кто купит за рубль колхоз, который оброс миллиардными убытками? Необходимы финансовые, трудовые активы для оживления сельскохозяйственного предприятия. Нужны деньги и время, которых нет.
Дальнейшее падение сельскохозяйственного производства, рост количества убыточных предприятий неминуемо последует за принятыми мерами. Освободят Чижа и потребуют от него «поднять» пять колхозов. Или банку дадут три колхоза. Почему экономикой занимаются химики, аграрии, математики, но не экономисты? – возмущается Виктор Терещенко.
«Сельхозпредприятия в глубокой яме»
-Государство давно пытается оздоровить сельхозпредприятия, передавая их на баланс министерствам, ведомствам, банкам. По требованию МВФ сняли нагрузку с Национального банка, которому передали 14 сельхозпредприятий, МВД – и тому передавали.
Власти не первый раз пытаются оздоровить сельское хозяйство – не получается. Задолженность остается очень высокой. Если взять всю задолженность предприятий, принадлежащих Минсельхозпроду, то ее коэффициент составит 12. Это значит, что для расчета с долгами все предприятия в течение 12 месяцев должны отдавать всю выручку на погашение долга – ни самим не есть, ни скот не кормить. Сельхозпредприятия в глубокой яме.
Особенно в условиях ослабленной экономики. В 2000-ые годы Беларусь входила в число 13 стран мира с самыми высокими темпами роста экономики. И даже в этот период меры по оздоровлению сельхозпредприятий не дали эффекта – приходится опять объявлять чрезвычайные меры. Я не думаю, что в условиях ведения экономики, которые существенно изменились после 2014-25 годов, можно было оздоровить эти предприятия. Я думаю, результата не будет, – уверен Леонид Злотников.
Экономист подсчитал, что суммарный долг сельхопредприятий составляет около 5 миллиардов долларов – кто способен потянуть такие долги?