Пять характерных ситуаций, с которыми белорусы сталкиваются в Минске на пятый день после деноминации.
Неудобные копейки
Покупаю жетон на проезд в метро, протягиваю в кассу 6 тысяч старых рублей. В ответ получаю сдачу 5 монетами по одной копейке. И сразу начинаются проблемы.
Во-первых, собрать их с подставки не так легко.
Во-вторых, бросая копейки в карман (после поездок по Европе мелочь по привычке собираю в кармане джинсов – так кажется удобнее, чем возиться с кошельком), умудряюсь уронить одну копейку на пол. Секунд пять пытаюсь ее поднять, но ничего не получается: монета слишком тонкая, чтобы за нее зацепиться пальцами. Так и оставляю мелочь, видя подъезжающую электричку. Вероятно, в будущем придется потерять не одну копейку.
Сообразительная продавщица
В небольшом магазинчике, делая покупку, протягиваю на кассе после бумажных банкнот несколько копеек. До отведенной для них подставки руку не успеваю дотянуть – продавщица протягивает ладонь. Так удобнее, чем потом собирать мелочь по тарелочке.
Сюрпризы новых банкнот
В обменнике, сдав доллары, впервые получаю на руки банкноты в 20 рублей, монеты в 2 рубля, а также монеты в 10 копеек. Монета в 2 рубля без дефектов, хотя ранее писали, что на них могут встречаться черные пятна.
Вскоре, рассчитываясь со знакомым по одному делу, произвожу у него на работе фурор. Несмотря на то, что идет уже пятый день после деноминации, еще мало кто видел новые деньги, а если и видел, то в основном банкноты в 5 и 10 рублей.
Кто-то замечает, глядя на новые 5 рублей: это что – Брестская крепость? В отличие от старых денег, на новых объекты архитектуры не подписаны и не все сходу могут их распознать.
Еще одно замечание от впервые увидевших новые деньги: потерять двухрублевую монету будет очень обидно, а сделать это, учитывая ее размеры, совсем не сложно.
Путаница в аптеке
Делаю покупки в аптеке. Итоговая сумма – 370 тысяч или 37 рублей новыми. Протягиваю продавщице 40. Следует пятисекундная пауза. Продавец протягивает 30 копеек: «Наверное, так». Но сразу же отдергивает руку: «Или нет?». Женщина в замешательстве и не знает, что делать.
Рядом висит памятка, и я указываю ей, что сдача должна составлять не 30 копеек, а 3 рубля. «Ой, давайте я вам лучше дам старыми», – решает она и протягивает мне 30 тысяч старых рублей.
Моя ошибка
В этот же день сам путаюсь при подсчетах в новых деньгах. Вновь касса в метро, расплачиваюсь за проездной. Кассир просит 2 тысячи рублей, чтобы дать сдачу круглой суммой. Роюсь в кошельке, не нахожу нужной суммы и отрицательно мотаю головой.
«Ну как же, покажите, что за копейки у вас». До меня доходит, что 2 тысячи старых рублей – это 20 новых копеек. Путаница продолжается.
Константин Похольчик, «Салідарнасць»