Для поддержания идеальной чистоты и порядка теперь требуется около $8 с квартиры в месяц.
Жилые «столбики» на Колесникова, 16, 18, 20 — самые обычные, такими заполнена Каменная Горка. Из сотен каменногорских, да и в целом столичных домов частенько льются жалобы в ЖЭС: то с детскими площадками беда, то подъезды грязные. В трех «близнецах» также проблем было пруд пруди, но многие претензии так и оставались без ответа. Житель одной из высоток Андрей однажды понял, что раз живет здесь, значит приложит все усилия, чтобы делать это в чистоте и порядке. Чтобы изменить ситуацию, потребовалось несколько лет и ежемесячные отчисления жильцов — около 160 тысяч с квартиры.
Андрей — председатель правления товарищества собственников. Обходя «владения», он рассказал журналистам onliner.by:
— Дома объединены товариществом собственников и обслуживаются в ЖЭС. Проблемы у нас были стандартные: залитые подвалы, неубранные этажи. Писали очень много жалоб. ЖЭС от нас, конечно, натерпелся. Однажды мы поняли, что следить за порядком самостоятельно легче, чем бодаться с ЖЭС и писать жалобы. Создали свое правление и начали работать. От обслуживания ЖЭСа мы не отказались, но привели в порядок дома только своими силами.
Все происходило постепенно. Начали с уборки подъездов, а продолжили благоустройством территории.
— На благоустройство в 2013 году потратили около 30 миллионов. Обзвонили лесхозы, нашли подходящий, закупили растения. Затем устроили субботник, в котором участвовало 100 человек. За день посадили 500 кустов, 100 деревьев, неисчислимое количество цветов. Обидно, что не все прижилось, грунт плохой, хоть и стараемся иногда привозить плодородный.
Андрей вспоминает, что раньше возле каждого подъезда стояли мусорные ящики, чем портили и вид, и воздух. Их объема не хватало, кто-то кидал мусор мимо. Кроме того, вывоз мусора был нерегулярным.
— Решили строить контейнерную площадку. Сегодня все три дома выбрасывают мусор в одном месте. Контейнеры скоро заменим на металлические под задний захват.
Площадку организовать было сложно, на ее строительство ушло около $4 тысяч. В эту сумму входят укладка тротуарной плитки, выемка грунта, завоз песка, установка конструкции со сквозным проходом.
Бороться с жильцами, чтобы они доносили мусор до одной площадки, было трудно. Чего только не было. Даже на крыльцах пакеты оставляли. Но привыкли. Мусор вывозится ежедневно. Кроме того, мы добились того, чтобы грузовик не заезжал к нам во двор.
— Сложнее всего было приучить людей правильно парковаться. Напротив парадных входов начерчены желтые линии, возле которых парковаться нельзя. Эти места предназначены для погрузочно-разгрузочных работ. Со временем водители научились избегать этих запретных зон, и теперь они всегда свободны. Отучить от парковки на тротуарах помогли полусферы.
Поработать предстоит еще над многим. К примеру, детская площадка требует обновления. Не помешало бы отгородить ее от дороги. Но до этого руки правления пока не дошли. Как объясняет Андрей, невозможно заставить жильцов, у которых нет детей, поделиться средствами на устройство детской площадки.
На первых этажах домов выделены помещения для консьержей, но, как говорит Андрей, хранители порядка в них поселились лишь в 2013 году.
— Консьержи — самые дорогие кадры. В трех домах попеременно работают по два консьержа. Они получают по 2,5 млн. У них довольно широкий круг обязанностей. На их совести крыльцо, подъезд, первый этаж. Результат стабилен: все подъезды всегда чистые. Важно обходить и подвалы, ведь любую течь лучше заметить на первоначальном этапе. Когда консьержи обходят этажи, они все проверяют и при необходимости вызывают сантехника и электрика.
— Установили систему видеонаблюдения. У нас есть жилец, который увлекается компьютерными системами. Он помог со сметой и настройкой. Монтаж системы делали самостоятельно.
Возле лифтов и непосредственно в них есть зеркала. На полу в лифте лежит коврик. Кнопки и кабинка незагаженные.
— Коврики носят не эстетическую нагрузку. Они очень хороший влагозадерживающий контур. Когда на улице грязь начинается, коврики уменьшают объект работы уборщиц. Человек пока едет в лифте до своего этажа, с обуви все успевает стечь.
— Уборка подъездов и этажей была самым больным вопросом. Дома большие: в целом в трех «столбиках» — 60 этажей. Всем известно, сколько зарабатывает уборщица ЖЭСа и какой контроль за уборкой ведется.
Правление подало объявление о поиске уборщиц. Желающих трудоустроили в ЖЭС. Теперь уборщицы работают по договору подряда в ЖЭС, но наводят чистоту только в трех домах.
— Для трех домов понадобилось три уборщицы. За день каждая из них вымывает пять этажей, за неделю — весь дом. Жильцы следят за графиком уборки и в случае невыполнения сообщают об этом. Система наладилась. Жалобы на качество уборки прекратились.
Оборудование у уборщиц непростое. Я брал консультации у профессиональных клинеров. Уборка проводится по двухведерной технологии. На пол всегда попадает только чистая вода. С одного прохода по этажу мы добиваемся высокого качества мытья.
— Сейчас мы взялись за ремонт первых этажей. Да, у нас чисто, но состояние подъездов ужасное. Дом сдавался в таком вот виде. Стены покроем венецианской штукатуркой. Почему? Она недорогая, и у нее высокая износостойкость. А шероховатая поверхность имеет низкую антивандальность. Любой орган или надпись с упоминанием органа смывается очень тяжело.
Все, что делается в трех домах, жильцы, конечно, оплачивают. В трех «столбиках» живет 1200 людей в 400 квартирах. С каждой квартиры в месяц требуется около 160 тысяч.
— Сколько бы ни бился председатель, если жильцы не поддерживают, он ничего не добьется. Но недовольные есть всегда. Вы не поверите, но есть люди, которым не нужно вообще ничего. Таких жильцов — процентов 10. Они готовы делать все, чтобы не платить ровным счетом ничего. Идут суды с неплательщиками.
Напомню, что мы обслуживаемся в ЖЭС. Хотим сказать, что если есть инициативные жильцы, то за небольшие деньги можно добиться неплохих результатов.