Как журналисты пытались что-то купить в Минске за «новые» 500 рублей.
Спустя пять дней после деноминации Onliner.by решил проверить, как белорусы привыкли к новым деньгам. Взяли пятисотку, самый крупный номинал в стране, и отправились за покупками. Реакция продавцов была неоднозначной.
Для эксперимента журналисты поехали в спальный район. На рынок «Максимус» по улице Есенина.
— Если вы увидели купюры в 200 и 500 рублей, то знайте, что это фальшивки. Настоящих пока нет в обороте, и начнут они ходить с 1 сентября, — обсуждали фотографии новых банкнот во «ВКонтакте».
Интересно, что думают на рынке?
— Девушка, они точно не фальшивые? — сразу же спросила продавец женских халатов и полотенец. — Из банка, говорите… Ну, такой сдачи у меня просто не найдется. Людей мало, выручки нет.
В боксе с детской одеждой продавец была готова дать сдачу, только бы у нее что-то купили.
— Это ж 500 тыс.? — уточнила она.
— Нет, 5 млн.
— Тогда сдачи нет. Мы за неделю столько наторговываем, — развела руками продавец.
В самом здании владельцы боксов с одеждой и сумками на просьбу разменять или разбить пятисотку только отрицательно качали головой. То ли правда денег не было, то ли побаивались, что фальшивая, — непонятно.
— Вон, на Комаровке, говорят, у женщины накупили всего на миллион, дали 500 рублей. Она, как и положено, сдачу в 4 млн дала. А потом оказалось, что банкнота фальшивая. Женщину сразу же скорая забрала, — судачат продавцы.
Не хотят брать пятисотку и продавцы шаурмы и утверждают, что таких купюр в обороте быть не должно.
— Вы знаете, вот я переживала, что будет, если мне принесут одной бумажкой 5 млн по-старому, — объясняет женщина. — Ведь у меня ж денег не хватит. Меня заверили, что эти купюры будут только для расчетов между крупными компаниями, что у людей их не будет. Их вообще не должно быть в обороте.
— В общем, девушка, не сможем мы у вас взять эти деньги, — вздыхают здесь. — Сходите в банк поменять, что ли. Там вроде бы как бесплатно. Или вон, в гипермаркет. У них-то выручка побольше.
Зашли в аптеку за пластырем. Фармацевт говорит, что только первый день вышла из отпуска и просит рассчитаться старыми деньгами.
— Я очень переживаю, — волнуется девушка. — Тем более с новыми. Вдруг фальшивка, вдруг ошибусь. Можете, если не сложно, дать старыми?
А вот продавец мобильных телефонов 500 рублям не удивляется и даже просит сфотографироваться с ними.
— Мы с коллегой поспорили, к кому придет первый человек с 500-кой. И я выиграла, — победно восклицает девушка. Правда, разбить такую сумму она тоже не может. Говорит, что новых денег почти нет, а старых не хватит.
Не готовы принять банкноту и в магазине «Мила»: только что была инкассация и в кассе по нулям.
— У нас пока и инкассации новыми деньгами не было никакой, — говорят продавцы.
— Старые деньги на новые вам разве не меняют?
— Нет. Новые мы только от покупателей видим, — объясняют на кассе.
— Я готов вам дать сдачу, но старыми. Новых пока нет, — неожиданно признается продавец лотерейных билетов. — Если билетик купите.
Разменять 500 рублей готовы были и в цветочном магазине в здании торгового центра. Правда, с условием что-то у них приобрести.
— Конечно, я вам дам сдачу, — на кассе «Евроопта» улыбнулась продавец и назвала сумму в старых «тысячах».
— И новыми деньгами?
— Хотите, могу и новыми, — просмотрела купюру на свет она. Потом отсчитала четыре сотни и 90 рублей, а остальное отдала привычными пятидесятками и тысячами. Правда, чек все равно остался в старых деньгах.
Наш небольшой эксперимент показал, что из 10 мест, куда мы пришли с 500 рублями, сдачу готовы дать новыми только в одном — большом гипермаркете. В основной массе продавцы не задаются вопросом, фальшивая ли это купюра, но и брать пятисотку пока не хотят.
Официально
Напомним, Нацбанк объяснял, что в первое время купюр номиналами 200 и 500 рублей в широком обороте не будет. Однако белорусы могут их получить по запросу через банк.
— Купюры номиналом 200 и 500 рублей — это полноценные платежные средства, как и остальные банкноты. Ими они являются с 1 июля 2016 года, — напомнили в Нацбанке.