Белорусская и российская сторона пытаются договориться о нормализации ситуации с поставками молока. Департамент ветеринарного и продовольственного надзора при этом ручается за качество нашей продукции. А эксперты называют введенные ограничения войнами за российский рынок.
Справка БДГ
Россия вновь заявила недовольство качеством белорусской молочной продукции. Белорусская сторона пошла навстречу российским коллегам, фактически признав претензии Россельхознадзора, и лишила ряд предприятий страны возможности экспортировать свою продукцию в РФ.
«Мы дорожим качеством и имиджем белорусской продукции»
Беларусь ручается за качество своей продукции и проводит тщательную проверку по каждой претензии, заявил сегодня заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия — директор Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Александр Субботин, комментируя ситуацию с поставками сухого молока в Россию.
Белорусская продукция высочайшего качества, уверен Субботин и готов за это ручаться. «Мы дорожим этим качеством и нашим имиджем», — подчеркнул замминистра.
Чиновник утверждает, если есть претензии к продуктам, то белорусская сторона сама приостанавливает их экспорт. А в случае найденных недостатков на предприятиях, закрывает производство до их устранения.
На необоснованные претензии официальный Минск готов предоставить аргументированный ответ, но пока ситуация с поставками сухого молока в Россию в комментариях не нуждается.
«Было письмо Россельхознадзора с претензиями в наш адрес. Мы сами приостановили предприятия и сейчас пытаемся разобраться», — сказал Субботин.
Это не говорит о плохом качестве белорусской продукции считает он.
По данным Департамента ветеринарного и продовольственного контроля, из крупных белорусских экспортеров сухого молока в Россию приостановлены поставки продукции только минского Гормолзавода №1.
Идут переговоры
Молочные конфликты между Беларусью и Россией происходят не в первый раз. Пока что официальный Минск, очевидно, пытается снизить в этой ситуации «градус» и уровень конфликта. Так, в белорусском посольстве в Москве уже прошли переговоры наших производителей и их торговых сетей. Обсуждали поставки молочки.
«Обсуждались вопросы взаимодействия при поставках молочной продукции белорусских предприятий в российские торговые сети, намечены дальнейшие направления взаимовыгодного сотрудничества», — сообщили в пресс-службе посольства.
От россиян на встрече присутствовали представители Ассоциации компаний розничной торговли, крупнейших торговых сетей, а также Всероссийского научно-исследовательского института молочной промышленности.
Из Беларуси на встречу приехали представители 20 молокоперерабатывающих предприятий, а также эксперты белорусского Института мясо-молочной промышленности и ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
На границе всё спокойно
На белорусско-российской границе при этом затишье. Количество случаев запретов, разворотов и уничтожения продуктов, поступивших из Беларуси снизилось в разы.
За десять дней Россельхознадзор развернул мясные полуфабрикаты, 20 тонн сыра, 4,5 тонн огурцов, концентрированное молоко, 2,5 тонны картофеля, 200 кг «небезопасной клубники», томаты, землянику, малину.
В Себеже уничтожили 39 тонн яблок (по данным российской стороны, ввезенных из Польши через Беларусь под видом автозапчастей), а на пункте пропуска — 6,4 кг свинины, найденных в багаже у белоруса.
Нужно отметить, что сейчас больше всего «проблем» с поступившем из Беларуси мясом. Так, то, что экспортер повторно проклеймировал мясо позволило таможенникам заподозрить то, что оно поступило из Украины.
«Территориальное Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям полагает, что перечисленные нарушения связаны с недостаточным контролем со стороны ветеринарной службы Республики Беларусь за поставками, предназначенными для России», — сообщили в ведомстве.
Войны за российский рынок
Подобные конфликты всегда происходят на границе политики и экономики, сказал БДГ политолог Валерий Карбалевич.
«Если вдруг одномоментно Россия выявляет у нескольких предприятиях нарушения, хотя перед этим их продукция удовлетворяла, то я думаю, что причиной этого становятся решения государственных органов», — пояснил эксперт.
По его словам, это не первый молочный конфликт. «В их основе лежит конкурентная борьба между российскими и белорусскими производителями за российский рынок. Российские производители считают, что белорусская продукция более конкурентоспособная, так как производители получают дотации. Они уже требовали ограничить поставки, вводились квоты, например, на сахар», — напомнил политолог.
Между тем, добавил Карбалевич, это противоречит принципам единого экономического пространства, которое закреплено в договорах по ЕАЭС.
«После введения эмбарго на поставки продукции у ЕС у Беларуси возможности появились, но появились новые ограничения», — добавил эксперт.
Он связывает разгоревшийся конфликт из-за «молочки» и с поставками санкционной продукции через Беларусь («Путин намекал, если будете провозить контрабанду с Европы, мы можем ограничить и вашу продукцию»), а также с нефтегазовым конфликтом.
«Беларусь пока не хочет политизировать тему с молочной продукцией, особенно на фоне нефтегазовой войны. В целом, это еще одно проявление конфликтных отношений между двумя странами», — заключил Карбалевич.
Справка БДГ
В конце июня российская сторона высказывала претензии к качеству белорусского сухого молока. Тогда Россельхознадзор не исключал введения полного заперта на ввоз данного продукта из Беларуси. Однако, несмотря на то, что претензии к качеству имели место быть, чиновники поспешили оправдаться: министр сельского хозяйства России Александр Ткачев сообщил тогда, что российскому рынку без белорусского молока придется туго.