НАТО будет наращивать военно-морские силы в Черном море, пытаясь усилить влияние в этом регионе.
Об этом говорится в отчете американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, пишет apostrophe.com.
Это будет происходить за счет возможностей Румынии, Болгарии и Турции, которые входят в Североатлантический альянс и имеют свои флоты в Черном море. Между тем, по мнению американских аналитиков, Россия будет препятствовать этому процессу, используя раскол, наметившийся среди черноморских держав Альянса.
Баланс военно-морских сил в Черном море изменился в 2014 году, после того как Россия аннексировала Крым и вывела украинский военно-морской флот из игры. Используя средства, находившиеся в Крыму, Россия усилила свой флот, повысив таким образом стратегическое значение региона в глазах Североатлантического альянса, который пытается сдержать российскую экспансию в Европе. Для этого Турция и Румыния на саммите НАТО, который состоится 8 и 9 июля в Варшаве, выступят за укрепление совместных военно-морских сил НАТО в Черном море. Это предложение будет рассматриваться наряду с планами расширить военное присутствие Альянса в Польше и странах Балтии, отмечают в частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor.
Но если Альянс собирается усиливаться в Черном море, он должен принимать во внимание положения Конвенции Монтрё 1936 года о режиме проливов. Конвенция ограничивает тоннаж, количество и продолжительность пребывания в Черном море кораблей стран, которые не относятся к черноморскому бассейну. Альянс может обойти эти ограничения, если будет использовать возможности Болгарии, Румынии и Турции — государств-членов НАТО, которым разрешено наращивать свой флот в Черном море.
Но если Румыния — главный инициатор усиления военно-морского присутствия НАТО, то позиция Болгарии и Турции вполне может затормозить этот процесс.
Болгария имеет долгую и сложную историю с Россией, время от времени оказываясь то в союзе, то в конфронтации с восточным гигантом. Но сейчас ссора с Россией непопулярна среди болгарских избирателей. В свете президентских выборов, намеченных на октябрь, нынешнее правительство попытается усмирить «ястребов». Так, еще 16 июня премьер-министр Болгарии Бойко Борисов подтвердил оппозицию правительства к расширению военно-морских сил НАТО в Черном море. При этом Болгарская социалистическая партия настаивает на проведении парламентских слушаний для гарантий того, что страна не будет принимать участие в подобных мероприятиях.
До недавнего времени Турция была активным сторонником инициатив НАТО в Черном море. Но в последние несколько недель Анкара прилагает усилия для нормализации отношений с Москвой, которые были испорчены в ноябре 2015 года после того, как истребители турецких ВВС сбили российский Су-24. После российской аннексии Крыма и тем более после ноябрьского инцидента стало ясно, что Турция будет добиваться большего присутствия НАТО как внутри, так и вблизи ее границ в качестве страховки от российского военного возмездия. Но теперь, когда Турция пытается помириться с Россией, Анкара, скорее всего, будет осторожнее в отношении развертывания сил НАТО в Черном море.
С точки зрения простого количества кораблей, у России нет превосходства в Черном море. К примеру, объединенные флоты Турции, Румынии и Болгарии имеют 23 фрегата против двух российских, 14 подводных лодок против пяти субмарин российского ЧФ РФ. Значительное преимущество силы Альянса имеют в ракетных катерах (27 против 6) и в судах-амфибиях (30 против 7). По количеству военного персонала Альянс опережает Россию более чем в 5 раз — 59,2 тыс. моряков у НАТО против 11 тыс. у России.
Однако сила не только в количестве — обладание Крымом дало России много других плюсов, позволяющих ей компенсировать меньшие размеры флота. Например, она имеет значительное преимущество в боевой авиации (78 самолетов против 43), а также обладает большей дальностью поражения противокорабельных ракет, которые способны перекрыть почти всю площадь Черного моря. Кроме того, Москва может использовать уже упомянутые разногласия среди черноморских стран Альянса для того, чтобы нарушить планы НАТО. В любом случае, это означает, что ситуация в Черном море будет накаляться.