Польша хочет видеть в Беларуси свободного и демократического соседа, который будет частью Запада.
После саммита НАТО в Варшаве «Белсат» опубликовал интервью с экс-заместителем министра обороны Польши Ромуальдом Шереметьевым.
– Повлияют ли результаты саммита НАТО на безопасность Польши и Центрального региона?
– Не только Польши. Я соглашусь с президентом Обамой, который говорил об основной роли Польши в регионе, если говорить о гарантии безопасности. Действительно – на Польшу возложена такая обязанность. Поэтому да – постановления, принятые на этом саммите, действительно важны, а что меня в них радует больше всего, – так это факт военного усиления стран Балтии. Ведь в нашем случае батальон, который появится в Польше – а это около тысячи солдат, – не является серьезным усилением, так как польская армия насчитывает гораздо больше. Но для литовцев, латышей и эстонцев тысяча солдат – это уже серьезная вещь. К тому же, это солдаты другого государства, что дает этим странам гарантию того, что те же государства вовлечены в их защиту – и это важно.
– Испугается ли этих четырех батальонов Россия?
– Конечно же, нет. Если говорить о европейско-российских отношениях, то определяющим моментом здесь является то, что Россия понимает свою неспособность победить потенциал НАТО. Да и естественно, не должно дойти до того, чтобы этот потенциал был использован. Это – первое. Во-вторых, я не думаю, что Россия откажется от своей политики, она будет искать способы разъединить НАТО – поссорить и разделить. И для меня этот саммит является доказательством того, что на данный момент Россия этого сделать не смогла, и это очень существенный сигнал. И на этом опираются наши гарантии безопасности на данный момент.
– Гарантией безопасности Польши на сегодняшний момент является пятая статья трактата НАТО, где идет речь о том, что все за одного и один за всех. Приобретает эта статья новый смысл после событий в Украине?
– Постоянно поднимается вопрос этой пятой статьи. Естественно, саммит подтвердил эту запись, но я постоянно подчеркиваю, что в Вашингтонском договоре перед пятой статьей есть еще третья, которая говорит о том, что каждая страна-участница должна заботиться о собственном оборонительном потенциале. Ведь в этом и есть сила союза – что мы все вносим свои потенциалы. Я полагаю, что эта обязанность лежит на Польше, но также и на других странах региона – таким образом развивать свои вооруженные силы, чтобы это запугивание Кремля на нас не производило впечатления.
– Какой статус Беларуси более полезен для безопасности в нашем регионе?
– Я убежден, что Беларусь играет основную роль в безопасности этого региона. Если вспомним историю и прошлые войны, то Польша всегда была жертвой ударов, идущих через Беларусь. Или мы, во времена существования Речи Посполитой – Польша, Белая Русь, Красная Русь и Литва – были в одном государстве, и защищаясь или атакуя – тоже шли через этот регион. Сердце европейской безопасности – это Беларусь. И вопрос в том, какую роль будет играть Беларусь: будет ли государством в структуре западных, независимых стран, или будет русской губернией и таким плацдармом, где Россия сможет расставлять свои дивизии перед маршем на Запад. Это серьезная проблема, которая стоит перед Беларусью, перед Западом. Каким образом Беларусь строит свою политику, в том числе внешнюю политику. Мне кажется, что с польской стороны начали замечать, понимать роль Беларуси. И теперь вопрос в том, как объединить одно с другим. То есть действующие власти Беларуси и влияние, оказываемое Россией на Беларусь, а с другой стороны – осознание, думаю, все большего числа белорусов того, что Погоня и бело-красно-белый флаг являются как бы лучшим выбором.
– Угрожает ли НАТО Беларуси?
– Ни в коем случае. То есть, российская сторона регулярно говорит о том, что якобы Польша собирается, к примеру, Гродненщину или Брестчину забрать. Это, естественно, глупость. Польша не только не имеет намерений кого-либо атаковать, но и более того – мы полагаем, что не стоит менять однажды определенных границ. Ведь после одной такой смены могут произойти следующие и следующие, а после мы получим войну в Европе. Но если мы сделаем так, как мы имеем в Евросоюзе, что границы не разделяют, что люди, живущие по обе стороны, могут без проблем встречаться, процветает торговля, транспорт идет без препятствий, – это было бы наилучшим выходом. Поэтому Польша хотела бы иметь свободного и демократического соседа, который будет частью Запада, и этого нашим белорусским братьям я желаю от всего сердца.