НАТО осознало угрозу, исходящую от режима Лукашенко.
Об этом в интервью charter97.org заявил координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко, комментируя итоги саммита НАТО, который прошел 8-9 июля в Польше.
- В Варшаве прошел крупнейший в истории организации саммит НАТО. Как вы оцениваете его итоги?
- На саммите было много важных тем: от Украины до борьбы с международным терроризмом. Но все эти темы на самом деле очень тесно связаны с Беларусью, потому что размещение четырех новых батальонов в Польше и странах Балтии — это попытка минимизировать военную угрозу, исходящую с территории Беларуси от режима Лукашенко и от совместной российско-белорусской военной группировки.
Вторая тема, очень важная — это признание кибер-войны и важности совместных действий стран НАТО в противостоянии кибер-атакам, как со стороны России, так и со стороны ИГИЛа и других террористических организаций. В это понятие «кибер-война», безусловно, входит и противодействие информационной войне как части гибридного нападения.
- Тем не менее Беларусь формально не значилась на повестке дня, белорусской делегации не было, и ни в одном заявлении белорусская тема практически не упоминалась. Почему вы сделали такие выводы?
- Потому что эти батальоны географически будут находиться в соседних с Беларусью странах. И все отмечают, что они выступают как определенные «сигнальные мины». Если будет серьезное нападение с территории Беларуси, то эти батальоны не смогут оказать реального сопротивления. Но они показывают руководству России, что ведущая страна НАТО будет защищать страны Балтии и Польшу.
Основная угроза исходит с территории лукашенковской Беларуси, и я знаю, что лидеры белорусской оппозиции, в частности Андрей Санников, на протяжении многих лет говорили о том, что диктаторский режим несет угрозу региональной безопасности. Все смеялись, говорили: «Да какая у Лукашенко армия?». И когда мы отмечали, что дело не в армии, а в стратегически важном положении Беларуси, то многие политики относились к этому легкомысленно.
Военные НАТО мыслят по-другому, они воспринимают угрозы совершенно на другом уровне, и не зря многие эксперты в кулуарах этой конференции во время саммита говорили о том, что, к сожалению, белорусская армия рассматривается как часть российской, а территория Беларуси как плацдарм для нападения на страны ЕС и Украину.
- Когда европейские чиновники наконец осознают эту угрозу?
- На это уходят годы, к сожалению. Первая здравомыслящая оценка о стратегической важности Беларуси и угрозе, исходящей от диктаторского режима Лукашенко, появилась после учений 2009 года. Хотел бы напомнить, что ряд политиков Литвы, Польши, а также бывший демократический президент Украины Виктор Ющенко тогда выступали лоббистами режима Лукашенко, его адвокатами и способствовали тому, что режим получил несколько миллиардов долларов кредита от МВФ и еще большие суммы от других банков.
Потом оказалось, что совместные российско-белорусские учения фактически проводились на западные деньги, там отрабатывалось нанесение ядерного удара по Варшаве и танковый прорыв через Сувалкский коридор к Калининграду с территории Беларуси. Назовем вещи своими именами: отрабатывалось и усмирение протестов польского меньшинства в Гродно. Вот тогда военные стали говорить о том, что что-то политики делают не так. Бывший министр обороны Польши Ромуальд Шереметьев бил в набат и говорил, что это реальная угроза, в том числе и для Польши, и для стран Балтии.
Вот и на саммите НАТО по истечении семи лет обсуждают Сувалкский коридор. Это главная опасность. Между Беларусью и Калининградом расстояние около 90 километров. Также во всех медиа обсуждается вопрос, может ли применить Путин тактическое ядерное оружие.
Политики порой совершают ошибочные действия, не понимая что они делают, или используются (в темную или сознательно) как лоббисты режима Лукашенко и Путина. Военные потом вынуждены исправлять их ошибки, размещая воинский контингент вокруг потенциальной страны-агрессора.
Но если мы думаем, что политики совершили уже все ошибки, то это не так. Например, сегодня Россия, готовясь к гибридной войне, открыла в Беларуси пропагандистский интернет-портал «Sputnik Беларусь». Одновременно часть белорусской молодежи с подачи каких-то организаций «русского казачества» проходят военизированную подготовку со стрельбой на территории Беларуси. Также мы видим, как активизировались православные братства, во главе которых стоят священники, которые раньше служили в КГБ, милиции, войсках специального назначения.
Что делает Запад в этих условиях? Запад в разы сокращает помощь независимым СМИ в Беларуси и прекращает важные проекты помощи репрессированным. Я расцениваю, как очень сильный удар по белорусской оппозиции прекращение программы Калиновского, по которой в Польше могли учиться репрессированные студенты, а также дети репрессированных оппозиционеров. Также прекращаются и другие проекты, которые реально поддерживают белорусское гражданское общество и белорусские медиа. Поэтому ошибки политики продолжают совершать.
- Насколько известно, программа Калиновского не прекращается, она трансформируется, поскольку, как заявляет ее руководство, сократился поток репрессированных студентов из Беларуси.
- Когда я находился в тюрьмах, я знал, что не могу дать своей дочери высшее образование в Беларуси. Ей позволят учиться в лучшем случае только на платном отделении, а потом все равно исключат. И зная, что моя дочь сможет учиться в Польше, мне было легче бороться.
Сегодня сотни активистов, которые раньше были репрессированы, не смогут помочь своим детям, и это будет сковывать их в определенных действиях. Единственное, я разговаривал с руководителем программы Калиновского Яном Малицким, который сказал, что если репрессии усилятся, то программа помощи студентам будет быстро возобновлена.
- Давайте вернемся к саммиту НАТО. Накануне один из польских экспертов заявил, что Беларусь сегодня не контролирует свои вооруженные силы. Вам не кажется, что этим заявлением он не оставил камня на камне от новой (старой) европейской политики в отношении режима Лукашенко?
- По сути, да. Именно на такой трезвой оценке и базируются решения военных, которые и предложили разместить эти небольшие воинские контингенты НАТО в странах, которые являются объектами потенциальной агрессии.
Украина, хотя и с территориальными потерями, смогла отразить агрессию НАТО и остается щитом для стран Европейского союза. Силовики Лукашенко являются сторонниками Путина и «русского мира» и не будут защищать ни диктатора Лукашенко, ни национальные интересы Беларуси. Гарантами независимости Беларуси являются не власти, а белорусская оппозиция и независимые медиа. Сегодня демократические белорусы защищают европейские интересы и европейские ценности от «русского мира».