Мужчине, у которого был рак легких на третьей стадии, пересадили донорскую трахею.
Анатолий Михайлович курил больше сорока лет. Потом ему стало сложно дышать и больно глотать. Рак легких у мужчины обнаружили только на третьей стадии, при которой лечение практически невозможно. Пенсионеру предложили экспериментальное лечение — пересадка донорской трахеи. Операция прошла успешно, и орган прижился в организме, пишет onliner.by. На сегодняшней пресс-конференции врачи РНПЦ им. Александрова рассказали об уникальной операции и использовании биоклеточных технологий в онкологии.
65-летнему Анатолию Михайловичу удалили часть правого легкого, но он признается, что сейчас чувствует себя намного лучше. «Только одышка есть», — улыбается пенсионер. Курить он бросил еще до того, как узнал, что болен раком.
— Бросил просто для себя. Сделал подарок жене на день рождения. Я уже тогда почти не курил. Почти. А потом совсем бросил. К врачу пошел, когда стало больно глотать и тяжело дышать. А до этого я и не знал… — теперь с улыбкой вспоминает мужчина.
Операции по замене части трахеи в Беларуси, да и всем мире, проводятся уже давно. Существуют разные методы, приемы, направления, но все они сопряжены с высокими рисками. Пересадку же донорской трахеи, заселенной собственными клетками пациента, врачам провести до сих пор не удавалось.
— У нас в стране хорошо освоен процесс превращения стволовых клеток. Стволовая клетка — это родоначальница всего, из них можно выращивать и органы, и ткани, а в общем-то — даже людей. И это не далекое будущее. Наши ученые и сегодня этим занимаются.
Стволовые клетки — это то, из чего сделаны все клетки нашего организма. Уже достаточно давно люди научились дифференцировать эти стволовые клетки в различные органы и ткани. Такие операции проводились, но клетки не приживались в организме. Они не сокращались, и многие пациенты (не только у нас, но и в других странах) погибали от пневмонии. Мы же первые, кто придумал сначала внедрить в организм сосуды (питание для органа), а потом уже помещать клетки. До нас никто не делал, — сообщил директор РНПЦ имени Александрова Олег Суконко.
С момента операции прошло уже три месяца, и сегодня уже можно сказать, что новый орган прижился в организме Анатолия Михайловича.
— Ему пересадили прямую мышцу живота в грудную клетку. Мы смогли «подпитать» орган, чего не удавалось еще никому, в этом и есть ноу-хау. Теперь это дает возможность и другие органы заменять в грудной клетке. Сейчас трахею вырастили, а следующий этап — пищевод, — добавил директор центра.
— То, что сделано сегодня в институте им. Александрова, — это начало создания искусственных органов. Сейчас очень модны 3D-принтеры. По сути, такие принтеры создают матрицу. Каждый орган тоже имеет свою матрицу. Поэтому сегодня мы можем создать ее с любыми клетками, а потом пересадить пациенту. Это позволит избавиться от поиска доноров и ускорить процесс, — объяснила сотрудник центра Ольга Алейникова.
Болезнь Анатолия Михайловича встречается не очень часто. В среднем в такой операции нуждается около тридцати белорусов в год, однако открытие позволит развивать методы лечения онкологии и в других областях.