Почему совсем не удивляет тот факт, что катарский фонд решил выкупить недостроенное здание отеля на берегу Свислочи.
В последние годы белорусские власти старательно налаживали отношения со своим новым «нефтяным другом». В Катар (с которым у Беларуси, кстати, действует безвизовый режим) неоднократно летали как сам Александр Лукашенко, так и его старший сын Виктор.
Причем, чтобы привлечь восточных инвесторов в нашу страну, руководитель Беларуси не скупился на щедрые подарки.
Например, еще в 2012 году после официального визита в Катар глава Беларуси бесплатно выделил катарцам 24 гектара земли возле Дубровского водохранилища на границе Минского и Смолевичского районов - то ли для создания промышленной зоны, то ли для «охотничьих угодий».
Еще один белорусско-катарский проект – многофункциональный комплекс «Сокол» – начали строить в 2012 году. Ход строительства объекта тогда лично курировал Виктор Лукашенко, а официальным инвестором значился фонд Вооруженных сил Катара. В результате в строительство комплекса было вложено более 200 миллионов долларов, а со стороны государства были созданы максимально комфортные условия для его работы.
– Это только начало инвестиций Катара в Беларусь. У нас в планах реализация еще одного крупного проекта, – обещал год назад в Минске представитель министерства обороны Катара Тани Абдулрахман аль-Кувари. – Это будет, возможно, сюрпризом для Беларуси, пока это секрет.
И вот теперь стало известно, что Государственный инвестиционный фонд Катара является основным претендентом на приобретение многофункционального комплекса рядом с цирком в Минске. Причем, вновь на льготных условиях.
Почему белорусские власти так умасливают катарских шейхов и есть ли перспектива у такого сотрудничества, «Салiдарнасцi» объяснил доктор экономических наук Борис Желиба.
По мнению собеседника, настораживает то, что все проекты завязаны на непрозрачных договоренностях и личных контактах белорусского руководства с катарскими властями.
– Когда за бесценок в центре города предлагают купить здание или землю непонятно на каких условиях, которая принадлежит белорусскому государству, это вызывает вопросы, – замечает эксперт. – Более того, нужно помнить, что Катар финансирует различные движение в неспокойном арабском мире, не последнюю роль они играют в Сирии. Они часто вкладывают деньги, чтобы показать свое влияние.
Также экономист не разделяет надежд белорусских чиновников на увеличение экспорта белорусской продукции в Катар:
– А что мы можем поставить туда? Это богатая страна, и если она покупает что-то, то это должно быть высокого качества. С этой точки зрения ни наши МАЗы, ни наши трактора в Катаре не нужны.
Единственное, чем можно оправдать дорогостоящие подарки Катару, так это сотрудничество в газовой сфере, считает экономист.
– Сейчас многие европейские страны ограничивают свой импорт из России, заменяя газпромовский газ сжиженным, который как раз поставляет Катар, – обращает внимание Борис Желиба. – Это уже делают поляки и литовцы. Вот здесь Беларусь вполне могла бы наладить сотрудничество, чтобы уменьшить свою зависимость от России. Однако, к сожалению, белорусские чиновники пока даже не смотрят в этом направлении и считают, что это нам не нужно.