Если бы деноминации не было, ее следовало бы придумать.
Сейчас много кто бегает и путается в новых-старых деньгах, и не обращает внимания на экономическое состояние как собственное, так и в целом по стране. А страна между тем близка к дефолту.
Рассуждать о эту досадную событие заставляют не какие-то там МВФ или Moody's, а родной Банк развития Республики Беларусь. В новом экономическом обзоре, который подготовили специалисты этого учреждения, отмечается, что к концу года отток активов из страны может превысить $ 4 миллиарда.
Это происходит из-за сохранения дефицита платежного баланса Беларуси и необходимости погашения валютного государственного долга в 2016 году.
«Неблагоприятная ситуация на рынках нефти и калийных удобрений ведет к существенному сокращению в 2016 году объема белорусского экспорта (в январе-апреле 2016 года на 16,1%) и ухудшения баланса внешней торговли», - посчитали специалисты Банка развития. Как следствие, отрицательное сальдо экспортно-импортных операций с товарами и услугами за январь-апрель 2016 года составило $170 миллионов, что на $430 миллионов ниже аналогичного периода 2015 года.
«Ухудшение ситуации во внешней торговле товарами и услугами сказывается на росте в 2016 году дефицита счета текущих операций, который в первом квартале 2016 года составил $1,5 миллиарда (14% к ВВП)», - констатируют специалисты банка. Между тем, программа деятельности правительства на 2016-2020 годы предусматривает, что дефицит счета текущих операций не должен превышать 3% ВВП.
Конечно, авторы обзора отмечают, что ситуация на внутреннем валютном рынке, включая рост чистой продажи иностранной валюты со стороны населения, осуществление новых государственных заимствований и поступление в бюджет экспортных пошлин в иностранной валюте, «способствовало стабилизации» в последние месяцы уровня золотовалютных резервов.
Но эти ЗВР на 1 июня в международном измерении составляли 4 миллиарда 217 миллионов 600 тысяч долларов США. Что почти ровненько вписывается в прогноз наших годовых потерь.
Самое неприятное то, что обвалился у нас именно тот экспорт, который приносил Беларуси наибольшие удобства. По словам главы отечественного МИД Владимира Макея, больше всего просели поставки нефти и нефтепродуктов, сжиженного газа и удобрений. При этом Макей заметил, что, если исключить эти позиции, то сокращение экспорта составляет 6,8%.
Выход, по мнению специалистов, одно: «Рефинансирование обязательств в целях сохранения резервных активов». То есть, нужно «пролонгировать» внешние выплаты либо за счет новых кредитов, либо за счет отсрочки выплат по старым.
Насчет новых кредитов пока что ничего не слышно. Надежда на МВФ не оправдывается. И не зря - власти столько раз «кидали» этот фонд, обещая одно, а делая другое, что к стране нет доверия. Теперь нам говорят: «Сначала реформы, потом деньги». А власти необходимы именно деньги.
Значительная часть наших внешних выплат приходится на Россию. Однако и с этим не все хорошо. Напомним, что сейчас мы находимся с нашим «союзником» и «стратегическим партнером» в состоянии нового нефтегазового конфликта. В связи с мировым падением цен на энергоносители Минск считает справедливой цену на российский газ, поставляемый в Беларусь, в размере $73 за 1 тысячу кубометров (сейчас цена на газ составляет $ 132 за 1000 кубов). В России требуют соблюдения действующего контракта. В результате долг белорусской стороны за поставки природного газа составляет примерно $200 миллионов. В апреле белорусская «дочка» «Газпрома» обратилась в Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате в связи с задолженностью по оплате поставленного природного газа.
Попытки договориться по газу даже на уровне премьеров стран ни к чему не привели. «По итогам переговоров премьер-министры России и Беларуси Дмитрий Медведев и Андрей Кобяков обменялись оценками по текущему состоянию российско-белорусских взаимоотношений, включая взаимодействие в области ТЭК. Стороны договорились провести углубленные консультации с участием членов правительств обеих стран и руководителей компаний», - говорится в сообщении правительства России.
А тем временем с газовым вопросом увязано и сокращение поставок нефти в Беларусь в третьем квартале 2016 года на 2,25 миллиона тонн нефти. Что, конечно же, сократит и наши доходы от экспорта нефтепродуктов.
В такой ситуации очень сложно будет просить Россию «реструктурировать» или «рефинансировать» наши долги.
Из этого следует и возможность технического дефолта страны, когда мы просто не сможем заплатить по внешним долгам. И не говорите в начале 2017-го, что вас не предупреждали.
Очевидное только одно: кто еще не собирает в кошельки белорусские копейки - срочно собирайте! В таких условиях они могут выпасть из обращения, даже не дождавшись «конца деноминации», который приходится как раз на 1 января 2017 года. А значит, скоро будут иметь нумизматическую ценность.
Сергей Соловьев, «Новы Час»