Успех военного переворота в Турции мог привести к появлению в стране авторитаризма нового толка.
Об этом пишет в своей колонке на «Новом времени» народный депутат Мустафа Найем.
«Я понимаю радость многих наших сограждан от возможного прихода к власти в Турции военных. Но я бы был очень осторожен в параллелях. Думайте и разбирайтесь. Дело в том, что переворот в Турции (или его попытка - покажет время) - это еще один удар по политике Европейского союза. Противостояние Тайипа Эрдогана с армией имеет куда более глубокие, сложные и неоднозначные корни», - говорит нардеп.
Он рассказал, что три года назад в эти дни провел в Стамбуле почти неделю, готовил большой аналитический материал. В стране уже тогда назревал большой конфликт между военным сословием и режимом Тайипа Эрдогана.
«Дело в том, что в юные годы Эрдоган окончил религиозный лицей имамов-хатыбов, долгое время пребывал в рядах впоследствии запрещенной исламистской Партии благоденствия. Правда, в более поздний период религиозные взгляды Тайипа Эрдогана скрылись под умеренно-консервативной идеологией основанной им Партии справедливости и развития», - рассказывает знакомый с ситуацией Найем.
По его словам, истинные устремления Эрдогана проявились в годы его премьерства, когда началось прямое противостояние нового правительства с военными. В действительности это была борьба между религиозной Турцией Эрдогана и доктриной светского государства Кемаля Ататюрка. «Дело в том, что согласно доктрине Кемаля Ататюрка, упразднившего монархию с помощью солдатских штыков, именно военные должны были гарантировать невмешательство религиозных лидеров и общин в государственные дела», - поясняет народный избранник.
С приходом к власти Тайипа Эрдогана, продолжает Найем, влияние армии начало падать. Почуяв неладное, генералы армии вступили в открытую войну с Эрдоганом и его исламистской доктриной. Борьба светских военных за влияние длилась недолго. Точку в их непокорности поставил референдум 2011 года, по итогам которого влияние армии на политическую и общественную жизнь было значительно ограничено. (Помимо этого была отменена юридическая неприкосновенность организаторов военного переворота 1980 года).
По его словам, изменения были направлены на приведение конституции Турции в соответствие со стандартами Европейского союза. Правящий класс надеялся, что конституционная реформа ускорит процесс принятия Турции Европейским союзом. Таким образом, подспудно смещению военных с политической арены и, как следствие, усилению религиозных настроений содействовал и Европейский Союз.
Исторически европейцы критично оценивали большое влияние военнослужащих на жизнь страны, и одним из лозунгов политики Эрдогана по устранению военного сословия стала европеизация мусульманской Турции.
«Что интересно, курды референдум 2011-го года проигнорировали. Сегодня курдов практически открыто поддерживает Россия. И сегодняшний переворот в Турции цивилизационно и исторически выгоден именно Кремлю. Вопрос в том, что с властью сделают военные - отдадут просвещенной светской элите, как это было при Ататюрке, или замкнут все на себе, что неизбежно приведет к авторитаризму иного толка. Думайте и разбирайтесь», - предложил эксперт из Верховной Рады.