Гостиничная отрасль Минска ежемесячно приносит убытки в миллионы долларов.
Если бы этой истории не было, ее бы точно стоило придумать. Не покидает ощущение, что сценарий к ней написал Хармс или Вуди Аллен, или кто-то еще из классиков абсурдистских трагикомедий.
Сначала Минск как столица гордой и независимой Беларуси, достаточно успешной в хоккейном плане, получает право на проведение в 2014 году чемпионата мира по этому виду спорта.
Дело хорошее, и под него стоит облагородить город, в том числе привести в порядок гостиничный фонд, который на тот момент, 2009-2010 года, представлял собой откровенно убогое зрелище.
И понеслось, кто во что горазд. Кто победнее и попроще – запускал хостелы и простенькие небольшие гостиницы экономкласса, кто побогаче – серьезные объекты типа великолепного «Ренессанса». Государство отметилось парой вполне качественных современных отелей, внутри которых, тем не менее, чувствуется советский дух. В мелочах.
Все, кто мог, поднапряглись, и к маю 2014 года, к тому самому ЧМ-2014, в целом проблема была решена. Минск смог предложить своим гостям достаточное количество «коек», на любой вкус и кошелек.
Но праздник закончился. И стали мы считать. И выяснилось, что эпизодический всплеск не отменяет глобальной проблемы. Минск – туристическая и экономическая провинция. И уже введенных гостиниц более чем достаточно для скромного потока приезжающих в город.
На введенных уже объектах это сказалось в виде загрузки в 28 %, на фоне загрузки варшавских гостиниц в 85 %.
Это – убытки, миллионы долларов в месяц. В целом, доходность даже самых эффективных объектов начинается от загрузки в 40 % и выше. То есть гостиничная отрасль Минска ежедневно генерирует проблемы. Но собственникам построенных и введенных в эксплуатацию объектов уже никуда не деться. Им остается лишь фиксировать убытки и ждать.
Привлечь же инвестиции в строительство новых объектов практически невозможно. Нет рынка, плохие прогнозы по выручке, высокие политико-экономические риски Беларуси.
Ситуация с «монстром у цирка» показательна. Никакое высшее покровительство, президентские указы, прекрасное месторасположение не могут заменить прогнозирование выручки, маркетинговые расчеты и прочие скучные документы, необходимые при оценке любых вложений.
«Крупные инвестиции при низкой доходности и длительном периоде окупаемости, превышающем обычные ожидания, высокие риски» – диагноз проекту со стороны очень серьезного, политически немотивированного фонда.
С этим неудачным зданием кредиторы как-нибудь да разберутся. В конце концов, объект готов на 70 %, расположение великолепное, выглядит он очень презентабельно. Вероятно, вопрос лишь цены.
И в самом крайнем случае, текущие кредиторы поскрипят, повздыхают да и примут решение, что убытки от достройки и последующей эксплуатации будут ниже, чем пролонгация текущей ситуации. Либо объект продадут инвестору за 1$. Либо государство накажет всех, кого можно, и за наш с вами счет достроит и будет поддерживать еще один «удачный» бизнес-объект. Ему – то есть нам с вами – не впервой.
Но есть подозрение, что при попытке серьезной приватизации государственных производственных компаний – а она безусловно необходима, мы также услышим от крупных профильных потенциальных инвесторов: «Дорого, неэффективно, слишком большие риски».
Что в этом случае делать будем? Сегодня уже очевидно, что госбюджета на всех не хватит. Готовы ли мы «распродать Родину» за 1$?
Александр Кнырович, myfin.by