Как выживают работники «Строймаш», которым задерживают зарплату.
«За март мне насчитали зарплату в 151,5 тысячи рублей, — разводит руками молодой специалист «Строймаш» Дмитрий. — Предприятие было на трехдневке, к тому же сделали перерасчет за предыдущие месяцы».
Но даже урезанную получку мужчина получает с опозданием: у завода не хватает средств. Но руководство предприятия надеется, что к концу июля удастся погасить задолженность перед своими сотрудниками, несмотря на многомиллиардные долги, пишет tut.by.
Работник: «Если жена уйдет в декрет, то у нас будут финансовые проблемы»
Дмитрий работает на «Строймаш» инженером-конструктором с августа прошлого года. «Когда пришел на предприятие, то на руки получал около 4 миллионов рублей. Это была нормальная зарплата, на которую я шел. Потом начались проблемы у завода», — говорит молодой специалист.
По его словам, зарплату стали задерживать в конце прошлого года.
— К Новому году дали по миллиону, чтобы «ни в чем себе не отказывали», — вспоминает Дмитрий. — В этом году пришло новое руководство на завод, начались проверки, после которых нам понизили тарифную ставку и пересчитали зарплаты.
Инженер-конструктор перебирает свои расчетные листы. За январь ему насчитали 1,6 миллиона рублей, а за февраль — 2,6 миллиона (примерно столько же за март и апрель).
— Но в мае мне выдали расчетник, в котором было написано, что пересчитывают зарплаты за февраль, март и апрель, — уточняет Дмитрий. — К примеру, за повышение за сложность у меня отняли по 500−600 тысяч рублей за месяц, а за повышение по контракту — по 200 тысяч. Отминусовали также оплату больничного и другие выплаты. Вот и получилось, что за март по итогу мне насчитали 151 тысячу 512 рублей (чуть больше 15 деноминированных рублей).
Молодой специалист рассказывает, что в этом году на предприятии были простои и трехдневка.
— В 20-х числах июня мне выплатили за апрель 1 миллион рублей. Мы вместе с другими молодыми специалистами после этого пообщались с директором, нам выдали еще по 2 миллиона рублей чуть не авансом, чтобы мы как-то могли существовать и не падать на работе, — говорит Дмитрий.
На вопрос, как удается выживать на такие суммы, Дмитрий поясняет, что его «содержит супруга».
— Я живу за счет жены. Она работает в торговле, получает около 7 миллионов рублей, — рассуждает Дмитрий. — Мы не планируем в ближайшее время заводить ребенка, потому что если жена уйдет в декрет, то у нас будут финансовые проблемы. А мне идти в декрет как-то глупо, я не готов на это.
Инженер-конструктор рассказывает, что зарплаты супруги хватает на текущие расходы. К примеру, на оплату коммунальных платежей, телефонных разговоров и интернета уходит около 400−500 тысяч рублей в месяц. Набор продуктов семья покупает достаточно скромный — курицу, макароны, каши, недорогие фрукты. «По утрам едим бутерброды. Если бы получали больше, то жили круче. А так сколько есть, на такую сумму и живем», — говорит Дмитрий.
При этом молодой семье удается немного откладывать денег. За полгода пара смогла собрать около 400 долларов на остекление балкона.
— Об отдыхе на море разговор и не идет. Максимум — с палаткой на озеро. Помогают родители закатками, у них частный дом. Еще не забыли, что такое студенчество. Мы 5 лет жили по общагам до того, как родители помогли купить однокомнатную квартиру в Минске. Другому моему коллеге, тоже молодому специалисту, еще сложнее, ему нужно снимать жилье, — не теряет оптимизма молодой специалист.
Дмитрий рассказывает, что пытается найти новую работу, но пока безрезультатно. К примеру, пробовался на Минский электротехнический завод им. В.И.Козлова, но«в стране поменялась экономическая ситуация, специалист им оказался не нужен».
— Смотрю объявления, требуется молодой человек, чем моложе — тем лучше. Но нужен опыт от трех лет, а по моей специальности — и все 5 лет, — делится подробностями Дмитрий. — В некоторых частных конторах готовы брать с одним годом опыта работы. Звоню, предлагаю свою кандидатуру, но мне говорят, что им не нужен молодой специалист.
Сейчас он хочет перераспределиться по примеру одного из коллег. «Когда у меня зарплата была миллион или два, мне было смешно. А когда мне дали 150 тысяч, я решил в университет обратиться», — резюмирует молодой человек.
Руководство завода: «Все в одинаковых условиях»
Заместитель директора «Строймаш» Николай Лешко, который работает на предприятии с февраля, подтверждает, что сложности начались во второй половине 2015 года, когда «строительная отрасль легла, у предприятий не стало денег».
По его словам, зарплаты упали по двум основным причинам: из-за неполной рабочей недели и урезанной тарифной ставки первого разряда. Так, в январе на предприятии были простои, а с февраля, когда поменялось руководство, завод перешел на трехдневку.
Вместе с новыми управленцами на предприятие пришли и проверяющие, которые«работали несколько месяцев». Как оказалось, сотрудникам неправильно начисляли зарплату.
— Если финансовое положение предприятия устойчивое, идет выполнение показателей, особенно по объемам, то руководители могут увеличить заработную плату, повысив тарифную ставку первого разряда, — уточняет главный бухгалтер «Строймаш» Людмила Мазурина. — Тарифная ставка первого разряда по республике c 1 января выросла до 295 тысяч рублей (а с 1 апреля — еще на 3 тысячи рублей). А по заводу была установлена своя тарифная ставка, ее подняли до 650 тысяч рублей, потому что в 2015 году было выполнение плана.
Но лукашенковским указом № 483 предусмотрено, что при задолженности по выплате зарплаты предприятие не может устанавливать тарифную ставку выше общереспубликанского уровня.
По словам главбуха, сокращение зарплаты затронуло порядка 80 человек. «Это почти все служащие, работники инженерно-технического состава. А рабочие простые не подпадают под этот указ», — пояснила главбух.
Предприятие обращалось в Минтруда, чтобы уточнить, правильно ли рассчитывают зарплаты. В ведомстве подтвердили, что все верно, а по поводу урезания тарифной ставки отметили, что «указанная норма носит императивный характер, то есть является обязательной для исполнения нанимателем». В министерства также уточнили, что «заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем, в том числе при неправильном применении закона, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки».
— У молодых специалистов у нас с февраля трехдневка, поэтому зарплата у них была так маленькая сама по себе, а когда еще пересчитали по тарифной ставке первого разряда, на руках у них оказалось совсем чуть-чуть, те же 150 тысяч рублей, — поясняет Николай Лешко. — Мы все в одинаковой ситуации, я три месяца без зарплаты был. Раньше людям не за что было проездной купить.
На предприятии добавляют, что для молодых специалистов, которые работают в основном конструкторами и технологами, не всегда находится работа, в том числе и поэтому они получают небольшие зарплаты.
Офисное здание «Строймаш» выставили на торги
Руководство завода, бухгалтерия и служба маркетинга сейчас работают на полной рабочей неделе. Рабочие трудятся на трехдневке, но при необходимости, когда появляются заказы, их вызывают на производство дополнительным приказом.
По словам Людмилы Мазуриной, средняя зарплата на заводе упала, в январе-мае она составила чуть больше 5 миллионов неденоминированных рублей в месяц. Для сравнения: в 2014 году работники «Строймаш» получали в среднем 6,1 миллиона неденоминированных рублей.
Еще в конце прошлого месяца задолженность по зарплате на предприятии составляла около 870 миллионов неденоминированных рублей, а на начала июля — 410 миллионов. Постепенно эта сумма сокращается.
Из-за проблем с выплатой зарплат с февраля с предприятия ушло около 40 человек, уточняет Николай Лешко. Среднесписочная численность работников предприятия сейчас составляет 225 человек. «Люди поразбегались, поэтому сейчас, когда мы получили какие-то заказы, требуются специалисты. Есть выборочная нехватка специалистов — токари, сварщики», — поясняет заместитель директора.
Сейчас на предприятие требуются инженер-конструктор, менеджер по продажам, слесарь-электромонтажник, мастер литейного участка (зарплата 5 миллионов рублей), а также токарь 3−4 разряда (7,5 миллиона рублей). Но на заводе предупреждают, что специалисты будут получать такие суммы только при полной рабочей неделе. «А как людей взять? Напишешь зарплату в 2 миллиона рублей, так никто же не пойдет», — констатирует Николай Лешко.
Чтобы выплатить зарплату и рассчитаться по долгам, предприятие сдает в аренду свободные площади. К примеру, сейчас завод предлагает арендовать офисы, здание столовой, производственные цеха.
Сейчас администрация предприятия, которая находится в трехэтажном здании по улице Рыбалко, готовится к возможному переезду. БПС-Сбербанк, чтобы погасить задолженность «Строймаш», продает офисное здание, которое раньше заложили под залог. Предварительная его стоимость — чуть больше 25 миллиардов неденоминированных рублей. На предприятии сомневаются, что у банка получится оперативно продать недвижимость, потому что «на рынке хватает более привлекательных вариантов».
— Мы готовим себе запасной вариант, куда разместиться. Через дорогу от офисного помещения у нас есть производственные цеха, где сейчас ведутся работы, чтобы туда переселиться, — уточняет Николай Лешко.
Но даже продажа административного здания не перекроет все долги предприятия. У завода накопилась солидная задолженность за электроэнергию (около 5 миллиардов рублей), уже поднимал вопрос об отключении от услуг. Отопление этой зимой на предприятие и вовсе отключили за неуплату. «Мы всю зиму жили без отопления, работали в неотапливаемых помещениях, условия были суровые. Проблем много. По газу, по теплу, по воде — только успевай разбираться», — разводит руками Николай Лешко.
Тем временем на предприятии планируют вернуть работникам те суммы, которые они потеряли из-за перерасчетов.
— Мы все эти деньги пытаемся компенсировать. К примеру, за счет сложности и напряженности. По итогам работы, допустим, в мае уже многим выплатили эти надбавки. В дальнейшем тоже будем выплачивать, в том числе и этим молодым специалистам. Но не всё сразу, у нас же нет столько денег, чтобы возместить, — рассказывает Николай Лешко. — Новые виды продукции пытаемся осваивать. Но мы повязаны по рукам и ногам. Счета арестовываются.