Юрий Чиж рассказал, почему написал заявление в КГБ на партнера.
19 июля в суд по делу Япринцевых доставлен бизнесмен Юрий Чиж, находящийся под стражей. В зал его ввели под конвоем, но без наручников.
«О документе, о том, что «Трайпл» что-то должен, что есть гарантийные письма за подписью «Трайпла», я узнал только в 2015 году. Я понимал, что Савяк — технический партнер, это деньги Мамиашвили и Аксентьева», — рассказал в суде Юрий Чиж.
По словам Чижа, Иосиф Аксентьев инициативы не проявлял, а вот Михаил Мамиашвили звонил ежедневно, пишет tut.by.
«Звонил ежедневно, хотел деньги, требовал купить долю. Приехал к нему, когда Мамиашвили прилетел в Минск, 10 августа. Мы встретились. Я выслушал их требования, они говорили, что завтра Владимир Геннадьевич едет в Москву — и потом за рубеж. У него, говорит, есть документы для получения гражданства другой страны и деньги на зарубежных счетах. Требовал писать заявления на самом высоком уровне. А 11 августа утром мы встретились еще раз с Мамиашвили в гостинице „Пекин“. Вопрос серьезный, мол, из КГБ забрать заявление нельзя. Михаил взял паузу, сделал несколько звонков и подтвердил, что идут писать заявление. Я пошел с ними», — рассказал Чиж.
— Почему вы сами обратились в КГБ? — поинтересовался у Чижа гособвинитель.
«Я узнал про гарантийные письма, пошли уже обращения от кредиторов. Я просил разобраться в ситуации», — пояснил бизнесмен.
В суде зачитали заявление Юрия Чижа в Комитет госбезопасности, в котором он просит разобраться и привлечь к ответственности Владимира Геннадьевича, который привлек под бизнес-проекты «Трайпла» 32 млн долларов.
«На самом деле эти деньги ни на какие проекты «Трайпла» не использовались. Они переведены на счета офшорных компаний его и сына и якобы потеряны на невыгодных сделках по покупке акций зарубежных компаний», — прозвучала цитата из заявления.
Чиж также пояснил, что когда бизнесмены из гостиницы «Пекин» отправились в КГБ, Михаил Мамиашвили сказал, что писать заявление будет не он, а Юрий Савяк.
— Если бы Мамиашвили не приехал 10 августа, что было бы? — задал вопрос прокурор.
«Я бы никуда не обращался. По крайней мере 11 августа. Потом — возможно, ведь уже пошли иски к компании», — ответил Чиж.
— 11 августа утром мы снова встретились в гостинице «Пекин». Я уточнил, не изменили ли они свое решение. Обратного хода заявлению не будет. Мамиашвили сказал, что если Япринцев уедет, то разбираться будут со мной — это манера общения Михаила. Затем он сделал несколько звонков и подтвердил — идем в Комитет. Я связался с руководством и попросил о встрече.
Гособвинитель также спросил у Чижа про долги Япринцева-старшего Юрию Савяку. Бизнесмен рассказал, что знал о «взаимоотношениях» офшорной компании Edena Казбека Япринцева с австрийской компанией Савяка.
«В сентябре Савяк приехал, и я предложил сумму 32 млн долларов. По моим документам, цифры были другие — 24 млн всего была сумма перечисления. При этом были возвраты, были псевдопрогонки. Вы, говорю, фактически воспользовались деньгами Аксентьева…» — рассказал Чиж. По его словам, реальные суммы были не более 15−16 млн долларов.
«Не знаю, можно ли считать Савяка потерпевшим», — заключил Чиж.
Как ранее сообщалось, 4 июля в суде Центрального района Минска начался суд по делу Владимира и Казбека Япринцевых и Александра Арабяна. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 209 Уголовного кодекса, — «Мошенничество». Статья предусматривает лишение свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.
Один из потерпевших — проживающий в Польше 36-летний директор компании «Газтранс» Андрей Рабцевич, которому обвиняемые должны были поставить топливо на 3 млн долларов: деньги получили, но обязательства не выполнили. Второй потерпевший — известный спортивными успехами Андрей Михневич, ущерб которому составляет 440 тыс. долларов.
Основной потерпевший, российский бизнесмен Юрий Савяк, потерял 27 млн долларов. Он уже дал показания в суде.
По оценке, озвученной гособвинителем, офшорные компании Strawfield и Edena, связанные с обвиняемыми, фактически осуществляли свою финансовую и хозяйственную деятельность по принципу финансовой пирамиды.
Как ранее сообщалось, совладелец холдинга «Трайпл» Владимир Япринцев и его сын были задержаны 11 августа 2015 года. КГБ официально подтвердил задержание бизнесменов лишь в декабре. Глава Комитета госбезопасности Валерий Вакульчик сообщил журналистам, что заявление о противоправной деятельности Владимира Япринцева поступило в КГБ летом 2015 года от белорусского бизнесмена Юрия Чижа и двух его партнеров из России. Позже был задержан и сам Юрий Чиж.
Как выяснилось, на начало февраля 2016 года в головной компании холдинга ООО «Трайпл» Юрий Чиж был собственником контрольного пакета — 66,5%. Остальная доля крупнейшего многопрофильного частного холдинга Беларуси, прежде принадлежавшая Япринцеву-старшему, была поровну поделена между известными россиянами — Иосифом Аксентьевым и Михаилом Мамиашвили (по 16,75%).