Финансовые поступления от транзита нефти, газа и транзита в сфере транспорта снизились.
Доходы Беларуси от транзита к 2020 году, которые включают доходы от транзита нефти, природного газа и транзита в сфере транспорта (за исключением трубопроводного транспорта), планируются на уровне 1,525 млрд долларов.
Такое решение закреплено республиканской программой развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016−2020 годы.
В 2011—2013 годах доходы от транзита имели тенденцию к росту в среднем на 13% ежегодно. Однако в 2014—2015 годах под влиянием неблагоприятных внешних геополитических и экономических факторов финансовые поступления снизились. В частности, в 2015 году доходы от транзитных перевозок грузов составили около 378,3 млн долларов, а отчисления в бюджет - 56,6 млн. Прогноз выполнен на 56,8% и 53,2% соответственно, пишет tut.by.
На будущую пятилетку власти планируют иметь доход от транзита на уровне 1,506−1525 млрд долларов. Правительство надеется увеличить доходы от транзита нефти с 150,5 млн долларов в 2016 года до 179,2 млн долларов в 2020 году. Стоимость услуг по транзиту природного газа может за этот период вырасти с 476,7 до 481,9 млн долларов. А вот доходы от транзита в сфере транспорта могут снизиться с 879,2 до 864 млн долларов.
Однако, отмечают разработчики госпрограммы, «в условиях неопределенности срока окончания кризисных процессов в мировой экономике и продолжительности отрицательного влияния внешних макроэкономических и геополитических факторов увеличивается риск снижения целевого показателя по уровню доходов от транзита не менее чем на 10% по отношению к его прогнозу».
Что это означает?
Основу транзитных потоков, проходящих через Беларусь, составляют внешнеторговые грузы России. По этой причине к макроэкономическим рискам, влияющим на эффективность использования транзитного потенциала Беларуси, относится уровень спроса в странах ЕС на каменный уголь, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, черные металлы и другие товары, которые составляют основную часть транзитных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Ухудшение конъюнктуры в этих рыночных сегментах может привести к снижению объема транзита и доходов от него.
Тенденция последних лет свидетельствует о перераспределении товарных потоков с центрально-европейского направления на южно-европейское. Увеличение влияния данного риска на объемы перевозок транзитных грузов по железной дороге зависит также от реализации стратегических планов по развитию российской транспортной инфраструктуры, связанных с переориентацией российских экспортных грузопотоков с портов Литвы, Латвии и Эстонии на порты, расположенные в Ленинградской области. «Ввод в действие этих портах новых грузовых терминалов и реконструкция железнодорожных подъездов к ним могут привести к снижению транзитных перевозок через Беларусь», сказано в отчете.
Кроме того, разработчики программы считают, что «определенные экономические риски связаны с низкой конкурентоспособностью национальной логистической системы, в том числе с сохранением неравных условий осуществления хозяйственной деятельности субъектов логистического бизнеса в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также с высокой конкуренцией логистических центров (операторов) в соседних странах Евросоюза и сложностью технических регламентов в рамках ЕАЭС».
Степень геополитических рисков зависит во многом от взаимоотношений Беларуси со странами ЕС и Россией, а также РФ с другими государствами. «Принятие взаимных санкций снижает товарообмен между ними и, соответственно, транзит товаров и транспортных средств по территории Республики Беларусь», говорится в программе.
Власти Беларуси будут пытаться минимизировать риски за счет создания привлекательных условий для основных грузоотправителей и грузополучателей, расширения географии и увеличения количества товаропроводящих сетей национальных экспортеров, улучшения логистического сервиса и развития инфраструктуры.