О том, что из Лявона Вольского могла выйти звезда вовсе не рок-сцены, а изобразительного искусства, помнят не все.
В разговоре с «Белсатом» музыкант рассказывает о таинственном исчезновении майора Веселовского, белорусское чувство юмора и свой новый проект для belsat.eu – авторскую рубрику карикатур «Вольский рисует».
– Я дважды читала, как вы в школе рисовали карикатуры на уроках. Вы вспоминали о том, как однажды попались на математике. Причем в одном интервью рассказываете, что учительница улыбнулась, увидев шарж на себя, а после продолжила урок. В другом – о том, что это были портреты Софьи Ковалевской и Николая Лобачевского, за которые вам с Алезисом Демидовичем «вкатали» по итоговой тройке. Так как было на самом деле?
– Это две разные истории. Первая – со школы. И все так и было. Улыбнулась и продолжила занятие. А вторая не имеет никакого отношения к шаржам и карикатурам. Просто мы в конце так запустили математику, что для итоговой «тройки» вынуждены были нарисовать для кабинета портреты Лобачевского и Ковалевской. Таково было условие преподавателя.
– А учитель рисования? Дождался шаржа на себя?
– Нет. Его рисовать было неинтересно. Стандартный советский преподаватель.
– Потом вы окончили Глебовку, но пошли в музыканты, а не в художники. Почему?
– Я думал, что буду художником, а музыка – это хобби. После армии мы пытались поступить в театрально-художественный институт, но не получилось. Тогда мы с Владом Давыдовским сняли мастерскую, рисовали там, чтобы подготовиться к поступлению на следующий год. Параллельно репетировали в Доме литератора. И тут как-то незаметно подкралась первая популярность, и я подумал, что институт можно на годик-другой отложить. Так оно навсегда и отложилось.
– Но время от времени вы рисовали комиксы. И один, 50-страничный, затерялся в какой-то редакции. О чем он был?
– Я рисовал комиксы для журнала «Березка» в течение нескольких лет. Потом сделал большой комикс, и одна редакция взялась его издавать. Мне даже заплатили гонорар (!). Это в 1994-м году, представляете? А потом – президентские выборы, все завертелось, всем было не до комиксов, так он и исчез. Книга состояла из нескольких сюжетов. Один – «экранизация» моего фантастического рассказа о майоре Веселовском (когда-то тоже печаталась в «Березке»), а остальные – уже не помню.
– Как-то не прижилось в Беларуси искусство комиксов. Почему?
– Это долгий разговор. У нас многое не прижилось. Кино не прижилось, шоу-бизнес не прижился, по большому счету, культура не прижилась.
– И комиксы не прижились, и школа карикатуры не возникло. А традиции же были – «Раздавим фашистскую гадину», «Ежик» и т.п. Понятно, что в СССР мало что позволяли высмеивать, но Россия карикатуристов воспитала, того же Андрея Бильжо, например.
– Карикатуристы обычно работают в каких-то изданиях. Когда была газета «Имя», там на последней странице делали сатирические коллажи. Они были популярны, как и сама газета. Когда были «Свободные новости», там тоже были карикатуры и шаржи. Сейчас карикатуры мы видим на сайте «Свободы» и в «Комсомольской правде в Беларуси». Не знаю, почему почти никто этим не занимается, так как жанр актуален при любой действительности.
– Поэтому, как говорится, не может не радовать, что наш интернет-сайт запускает новый проект «Вольский рисует», с вашими карикатурами. Что будете рисовать для «Белсата»?
– Это зависит от тем, которые подкинет жизнь. Я надеюсь, через годик мы выпустим, как в старые добрые времена, книгу карикатур, все будут читать и смеяться.
– А как вообще у белорусов с юмором?
– Вы же видите реакцию на слова Лукашенко «раздеваться и работать». Все в порядке. На неофициальном уровне.
– Что в Беларуси может вдохновить художника, у которого нет чувства юмора?
– Художник без чувства юмора – это какой-то приговор. На мой взгляд, это безнадежное сочетание.
– Хорошо, а что вдохновляет вас?
– Меня вдохновляет все: бытовые отношения, белорусский народ, общественно-политическая ситуация у нас и в мире… Есть очень мало тем, который нельзя использовать для песни или карикатуры.