Продажи машин в автосалонах почти равны нулю, дилеры увольняют сотрудников, а некоторые и вовсе планируют уйти с рынка.
Эту ситуацию, по словам экспертов, вызвала разница в растаможке для физических и юридических лиц. И если так будет оставаться и дальше, считает редактор газеты «Автобизнес» Дмитрий Новицкий, это может стать катастрофой для автодилеров.
«Эта ситуация для дилеров катастрофична. Каждый день такой ситуации, когда для юрлиц одна растаможка, а для физлиц — другая, для них убыточный. Практически у всех продажи если не равные нулю, то мизерные. И официальные дилеры держатся только за счет продажи запчастей и услуг — сервиса», - заявил Новицкий в интервью «Еврорадио».
Согласен с такой оценкой своей работы и Аудрюс Шатас, директор компании «Автоидея», являющейся официальным дилером BMW в Беларуси. Продажи у них в нынешнем году фактически равны нулю:
«Сейчас получается, что автодилеры, работающие в Беларуси, работают в холостую. Приходит клиент, мы даем информацию, рассказываем об автомобилях, он нас благодарит, садится в самолет и летит в Германию. Он о машине уже все знает, знает, как ее можно укомплектовать — едет и покупает машину там. Зачем, получается, нам держать людей — чтобы работали как бесплатное информбюро?»
Официальный дилер Peugeot в Беларуси компания «Аншер-автосервис» сумела в этом году сохранить цены на новые автомобили на уровне прошлогодних: договариваются о поставках по низким ценам с заводом, придумывают какие-то акции. Но, несмотря на это, маркетолог компании Валентин Тригорлов описывает ситуацию не самыми яркими красками:
«Ситуация действительно такова, в том числе и у нас: несмотря на то, что у нас очень хорошие цены, покупателей на сегодняшний день не много. Падение продажи в целом по рынку составляет около 75%».
А сотрудница отдела маркетинга официального дилера Subaru в Беларуси Ольга признает, что ситуация с различной растаможкой для юридических и физических лиц ведет к потере их компанией белорусского рынка.
«Когда есть разница растаможки для юридических лиц и физических, ясно, что большинство физических лиц будут пользоваться этой возможностью и автомобили будут покупать за границей. Соответственно, юридические лица будут терять этот рынок», - говорит она.
И правда: зачем платить больше, если есть возможность сэкономить? Тем более, что экономия, по подсчетам редактора «Автобизнеса», получается значительная.
«Если растамаживать на юрлицо, то растаможка машины с двигателем объемом 5 литров составляет около 24 тысяч евро. А на физлицо — около 3 тысяч евро. Из-за этой разницы покупатели дорогих машин потянулись за границу», - говорит Дмитрий Новицкий.
А экономия на новом BMW, говорит директор компании «Автоидея» Аудрюс Шатас, составляет порядка 10 тысяч евро. И поэтому он уже думает о закрытии салона:
«Что будет дальше? Очень тяжело будет. Возможно, даже и закрываться надо будет. Если не нужны здесь иностранные инвестиции, не нужен легальный бизнес...»
В то, что все автосалоны в одночасье закроются и исчезнут, Дмитрий Новицкий не верит. Но что ситуация с различными растаможками сильно по ним ударит, не сомневается.
«Они не уйдут, но начнут заниматься каким-то другим бизнесом. Но то, что мелкие дилеры находятся на грани разорения, это правда. Люди увольняются. И практически все дилеры сократили много: и отделы продажи, и отделы маркетинга, и рекламы, и так далее», - сообщил журналист.
Не только сокращать штат, но и искать меньшее помещение для салона планирует в ближайшее время директор салона BMW Аудрюс Шатас.
«Надо уменьшать свои расходы на содержание салона, переезжать в другое помещение, уменьшать сам салон, увольнять людей... И ждать», - уверен он.
А ждут дилеры, что власти поймут нелогичность сегодняшней ситуации с растаможкой и сделают ее равной для всех. Иначе, говорит маркетолог салона Peugeot Валентин Тригорлов, люди станут больше ориентироваться на подержанные автомобили и начнут покупать однолетние, двухлетние машины.
В то же время все дилеры в один голос заявили, что у них нет никакого желания возвращаться в прошлое и разрабатывать какие-то «серые» схемы работы — чтобы хоть как-то выжить. Все хотят работать прозрачно и легально. Так и приятней, и безопасней.