Наиболее любопытные детали скандального дела.
С 4 июля в Минске продолжается суд над бизнесменом Владимиром Япринцевым и его сыном Казбеком Япринцевым, пишет «Салідарнасць».
Более 27 миллионов долларов...
... ущерба насчитали обвиняемому Казбеку Япринцеву. Как считает прокурор, он заключил договоры на поставку мазута, но так и не выполнил обязательства, присвоив себе предоплату. Деньги бизнесмен тратил «по своему усмотрению», в том числе отдавая старые долги.
«Переговоры» с Сечиным
Как рассказал в суде один из свидетелей, в деле также активно участвовал партнер Япринцева-младшего Александр Арабян, который «позиционировал себя как человек, который занимается нефтяным направлением в «Трайпле». Также он якобы хвастался, что ведет переговоры с Игорем Сечиным – крупным российским бизнесменом и соратником Владимира Путина.
Эти слова в зале суда сопровождались смехом знакомых и коллег обвиняемых.
В группе поддержки – известный самбист
Поддержать Япринцевых в суде пришло много людей – в том числе и спортсменов. В частности, в зале суда присутствовал известный белорусский самбист азербайджанского происхождения, чемпион Европы по самбо Натик Багиров.
– Я не знаю ни одного человека, который бы говорил плохое о Япринцеве. Всю жизнь он занимался Божьими делами, – сказал он.
Деньги носили чемоданами
Как признался в ходе суда известный белорусский толкатель ядра и олимпийский медалист Андрей Михневич, он дал в долг сыну Япринцеву около 500 тысяч долларов. Причем, в офис «Трайпла» он привез деньги в чемодане. оговорились, что деньги бизнесмен вернет через полгода.
– У меня было сумасшедшее доверие. На что пошли деньги, я не знаю. Для меня это значения не имело, – пояснил спортсмен.
Позже он решил обратиться за советом к Юрию Чижу, с которым раньше встречался на президентских субботниках.
– Юрий Александрович спросил, какая сумма, сказал: «Ай-яй-яй» и посоветовал писать заявление в КГБ. Ну, я и пошел, – объяснил Андрей Михневич.
В кошельках – почти пусто
При задержании у отца и сына Япринцевых обнаружилось относительно немного денег. У Владимира Япринцева из ценностей нашли iPhone 5 и iPad, 4,5 миллионов белорусских рублей, 100 долларов, 349 тысяч российских рублей, 25 фунтов стерлингов, несколько пластиковых карточек. У Казбека Япринцева при задержании обнаружили лишь 573 тысяч белорусских рублей, банковские карты, iPhone, а также ключ от БМВ.
Часы «косарей за сто» – несмотря на долги
В ходе суда прокурор зачитал переписку Казбека Япринцева и Александра Арабяна, которая была обнаружена на компьютере и телефоне последнего:
– Брат, хочу себе часы косарей за сто, может, Rolex. Я тут в магазин часов зашел, впечатлялся. Цены выросли на 22%. Брат, сколько бабок осталось? Я связался с человеком, который сейчас живет в Монако. Он готов финансировать по 50 тысяч в месяц. Будь готов к разговору с Исааком (Пападопулус — прим.), что деньги придется достать из оборота. Не мешало бы нам и с банком подружиться, а то меня парит этот вопрос.
Истерика Япринцева-старшего
Также из переписки стало понятно, что Владимир Япринцев узнал о долгах сына уже тогда, когда ситуация зашла в тупик.
– Реально, брат, только ты можешь всех успокоить как сын ВГ (Владимира Геннадьевича Япринцева — С.). Меня уже никто не слушает, — говорил тогда Арабян.
– Он не знает вообще ничего, – сал в ответ Казбек в начале 2013 года. – Если вырулим без него, придумаем, как грамотно всё сказать. Главное – вырулить.
Позже, когда о долгах, видимо, стало известно отцу, Казбек Япринцев написал:
– Отец поднимает кипиш по бабкам. Он со мной так никогда не разговаривал. Ботвинко (первый зам. гендиректора «Трайпла» – прим.) тоже звонит в истерике.
У Чижа не нашлось 60 миллионов долларов
Когда Владимир Япринцев узнал о долге сына, то обратился с бизнесмену Юрию Чижу переписать на того «все свои доли во всех компаниях и взять все обязательства перед кредиторами». Речь шла о сумме 60−70 миллионов долларов.
На это Чиж, которого считают одним из богатейших людей Беларуси, ответил отказом.
– Я ответил, что таких сумм на выкуп долей у меня нет, – пояснил он в суде. – Я был не готов выкупать эту долю ни за 70, ни за 30 и ни за 15 млн долларов. Падала рыночная стоимость недвижимости, активы у нас сложные, что-то может продаваться и 10 лет... В итоге не договорились.
О предложении КГБ
Во время допроса Юрия Чижа несколько вопросов ему задал Казбек Япринцев. Один из них был довольно пикантным.
– Знаете ли вы, что примерно через полгода после моего задержания меня пригласили в КГБ и предложили свободу в обмен на информацию о вашем бизнесе? Я отказался. Потому что есть то, что дороже денег и свободы. Вам могу посоветовать то же, – заявил Казбек Япринцев.
– Это конфиденциальная информация, – парировал Чиж.
Об огромных долгах «Трайпла»
Когда в очередной раз в ходе суда слово взял Владимир Япринцев и спросил потерпевшего Юрия Савяка по поводу своего благосостояния, состоялся такой диалог.
– Ты был уверен, что мы, как ты говорил, миллиардеры? – спросил Япринцев.
– Сегодня «Трайпл» – это минус 250 миллионов долларов, – ответил Савяк.
– Но ты был уверен, что мы миллиардеры?
– Я что, чужие деньги считаю?
– А если бы «Трайпл» был «минус 250», мою бы долю в компании взяли?
– Не знаю, я доли не брал.
Одна реплика, которая позволяет понять, в какой ситуации сегодня находится группа компаний «Трайпл», как и многие другие белорусские компании, считавшиеся приближенными к власти...