Белорусские власти пока никак не отреагировали на убийство в Киеве известного журналиста Павла Шеремета. Знаковой фигурой для белорусской журналистики называют его коллеги, а оппозиционные политики вспомнили о нем на предвыборном пикете.
Хроника событий
Павел Шеремет вышел из дома, сел в машину, принадлежащую его гражданской жене, владельцу «Украинской правды» Алене Притуле (ее самой в машине не было) и направился на работу на радио «Вести».
Машина отъехала только на несколько десятков метров, в 7.45 произошел взрыв.
На видеокадрах, которые попали в интернет, видно, что после взрыва Шеремет был жив, но через несколько минут умер. По некоторым данным, уже в машине «скорой помощи». Машина после взрыва полностью сгорела.
По данным следствия, взрывное устройство было закреплено на днище автомобиля, его мощность около 600 гр в тротиловом эквиваленте. Преступление уже квалифицировано как умышленное убийство. МВД Украины рассматривают три основных версии: неприязненные отношения, убийство из-за профессиональной деятельности, российский след.
Убийство Шеремета вызвало широкий резонанс. Президент Украины Петр Порошенко принес соболезнования родным и близким журналиста и потребовал наказать виновных.
Павел Шеремет будет похоронен в Минске.
Фото: svoboda.mobi
Журналисты: Шеремет был знаковой фигурой
«Я хорошо знал Павла, хотя мы и не были близкими друзьями, я его уважал. Это знаковая фигура в белорусской журналистике», — сказал БДГ председатель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец.
Он напомнил, что Шеремет начинал работу на БТ, потом работал в БДГ, в Россию попал из-за преследования в Беларуси. «Его дело было одним из первых политических процессов. Даже руководитель России Ельцин вмешивался. Это показывает, что Шеремет — это серьезная фигура», — пояснил Бастунец.
По словам председателя БАЖ, Павел Шеремет дружил с пропавшим в Беларуси оператором ОРТ Дмитрием Завадским и много лет делал многое, чтобы это дело не было забыто, не было закрыто уголовное дело. «Пока он работал на «Первом канале» в Москве основали совместно с БАЖ премию имени Завадского. Он снял документальный фильм «Дикая охота»», — отметил Бастунец.
Кроме того, добавил глава БАЖ, Шеремет был основателем и руководителем сайта «Белорусский партизан», «внимание к стране у него сохранялось». «Для меня это просто трагедия. Сложно представить, что его больше нет», — заключил Андрей Бастунец.
«Павел Шеремет был безусловно яркой фигурой как в белорусском, так и российском, украинском журналистском цехе. Его путь из «физиков в лирики», работа в первых белорусских деловых изданиях, роль ведущего на необычайно популярной в начале 90-х программе телеканала «Фит», выходившей на Белорусском телевидении, редакторство в БДГ, работа в корпункте ОРТ в Беларуси – все это отражало потребность общества выговориться после советского молчания», — сказал БДГ медиааналитик Павел Быковский.
По его словам, «Павел был одним из примеров для тех из коллег, кто пытался разобраться в сути событий, не боялся переходить границы в прямом и переносном смысле, задавать не удобные вопросы». «И что еще очень важно, для Шеремета точно не пустым звуком была свобода слова», — заключил Быковский.
«Убийство известного журналиста — это всегда резонанс. Публичное убийство с подрывом автомобиля в центре большого города, перед десятками камер смартфонов прохожих с ужасным видео на Youtube — резонанс двойной. И сразу в Украине, России, Беларуси. Во всей Европе», — написал у себя в Facebook журналист «Еврорадио» Алесь Пилецкий.
Он предложил читателям самим решить, кому выгодно, чтобы Украина была местом, где известного журналиста можно взорвать в машине на перекрестке.
В свою очередь, прогосударственный Белорусский союз журналистов призвал власти Украины взять на особый контроль расследование гибели журналиста белорусского происхождения Павла Шеремета. «Мы также выражаем солидарность с журналистским сообществом Украины и готовы оказать всяческую поддержку в деле защиты права на свободное выражение своих мыслей», — говорится в заявлении.
На предвыборном пикете политики держали портреты Шеремета
«Событие — трагичное не только для Беларуси, но и для Украины, России, где Шеремет долгое время работал», — сказал сегодня на предвыборном пикете по сбору подписей в свою поддержку первый заместитель Движения «За Свободу» Юрий Губаревич.
Пикет проходил в 50 метрах от здания Белтелерадиокомпании, и на этот факт обратил внимание политик. «Я считаю, что сотрудники БТ, если у них есть совесть, также должны вспомнить о своем коллеге, посвятить ему выпуск новостей, отдельную передачу», — сказал Губаревич.
В гибели журналиста Павла Шеремета есть косвенная вина и белорусской политической системы, заявил сегодня председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.
«Павлу не дали возможности работать здесь, он начинал на Белтелерадиокомпании, — напомнил Анатолий Лебедько. — Если бы у нас была свобода слова, если бы у нас было нормальное отношение к критике, то, возможно, Павел и сегодня работал бы в нашей стране, возможно, в этом же здании, возможно, возглавлял бы белорусское телевидение. Но ему не дали возможности ни работать, ни жить в Беларуси».
По словам политика, сегодня нужно не только выражать соболезнования родным и близким, но и говорить «этой системе, что ей пора меняться». «Это не первый случай, когда гибнут журналисты. Я надеюсь, что в Украине сегодня есть настоящие следствие, прокуратура и суд, и мы узнаем, кто заказчик и кто убийца», — сказал Лебедько.
Шеремет погиб на необъявленной войне за свободу, заявил председатель Движения «За Свободу» Александр Милинкевич.
«У Павла был большой талант. Искренний и неравнодушный, он всегда был активным участником событий и жил ими», — сказал политик.
По его словам, Павел Шеремет был сильным, принципиальным, не боялся признаваться в своих ошибках.
Новость об убийстве Шеремета ошеломила временного поверенного в делах представительства Европейского союза в Беларуси Джима Казанса.
«Павел Шеремет — выдающийся белорусский журналист, который сделал очень многое для свободы слова в Беларуси, России, Украине», — отметил Казанс.
«Надеюсь, что пройдет основательное и результативное расследование этого преступного злодеяния», — заключил глава представительства ЕС в Беларуси.