Саудовское королевство начало распродавать свои гигантские запасы — их объем снизился до минимума за 20 месяцев.
Одновременно королевство решило усилить свой танкерный флот, сделав его крупнейшим в мире. Все это свидетельствует о том, что цены на нефть в обозримом будущем едва ли пойдут вверх.
Сражение на нефтяном поле
Политика саудовского королевства считается одной из основных причин обвала мировых цен на нефть, произошедших в 2014—2015 годах. На фоне стремительного роста добычи сланцевой нефти в США и сырой нефти в Ираке саудовцы решили не снижать и без того высокий уровень собственного производства. Напротив, арабы стали качать черное золото еще более агрессивно, в итоге несколько раз побив рекорды по добыче, пишет lenta.ru.
Делалось все это вот почему. Во-первых, Эр-Рияд боялся потерять свои позиции на рынке. Во-вторых, королевская семья резонно рассудила, что при высоких ценах на нефть те самые сланцевые производители будут в выигрыше и продолжат наращивать объемы. А если затоварить рынок по максимуму — цены упадут, и американцы вынуждены будут уйти, особенно если принять во внимание небольшие размеры их компаний и высокую закредитованность.
В результате началась игра «кто раньше моргнет»: саудовцы тоже несут убытки, но терпят за счет огромных накопленных резервов, а вот в Америке показатели добычи неуклонно снижаются, равно как и в ряде других государств, где себестоимость производства нефти высока.
К концу прошлого года в игру включился еще и Иран, с которого сняли санкции. За несколько месяцев Исламская Республика увеличила добычу на миллион баррелей в сутки, что привело к новому обвалу котировок в начале 2016 года. Все попытки хотя бы заморозить объемы производства на рекордных уровнях января-февраля к успеху не привели.
Саудовская Аравия отреагировала на все это дальнейшим повышением объемов добычи. В мае они, по данным Bloomberg, выросли до 10,55 миллиона баррелей в день — второй максимальный показатель за все время наблюдений (рекорд на уровне 10,56 миллиона бочек был поставлен в июне прошлого года).
Тем не менее цены на нефть всю весну ползли вверх и к июню наконец перевалили за психологически важную отметку в 50 долларов за баррель. В диапазоне 45−50 долларов черное золото в последние недели и закрепилось.
Резервы распечатываются…
Казалось бы, основные цели достигнуты. Цена снизилась до такой степени, что слабые малорентабельные производители вынуждены уходить с рынка. В то же время она терпима с точки зрения потерь для самих саудитов. Но, видимо, текущий расклад их устраивает не до конца. В среду, 20 июля, стало известно, что промышленные резервы нефти в королевстве опустились до минимума за 20 месяцев — до 289 миллионов баррелей. С октября они падают беспрерывно и в общей сложности снизились уже на 12 процентов.
Такое падение можно объяснить целым комплексом факторов. Во-первых, держать нефть в запасах не то что бы дорого, но тоже имеет свою цену. В этой ситуации разумно было бы освободить часть мощностей, пока рынок готов приобретать нефть по приемлемой цене.
«Распродажа запасов минимизирует затраты на хранение, эксплуатируя маркетинговую стратегию нефтеперерабатывающих предприятий, которая заключается в том, чтобы закупаться, пока сырье подешевело. В среде переработчиков нефти эксплуатируется риск повышения цен, который заботит изготовителей бензина и дизеля в первую очередь», — объясняет директор аналитического департамента инвесткомпании «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
Кроме того, Саудовская Аравия вынуждена компенсировать рост внутреннего потребления, наблюдающийся в последние годы. Помимо общего увеличения спроса внутри страны, существуют и сезонные колебания. Летом королевство нуждается в больших объемах горючего для выработки электричества, причем разница в потреблении с зимним сезоном может достигать 400 тысяч баррелей в сутки. В то же время экспорт страдать не должен, поскольку борьба за каждого потребителя на мировом рынке остается ожесточенной. Вот и повод для распродажи резервов.
Однако данные за июнь показывают, что и экспорт Саудовской Аравии тоже вырос — примерно на 5 процентов, что говорит о желании арабов не просто закрыть дыру, возникшую из-за роста внутреннего спроса, но и надавить лишний раз на мировой рынок. «На рынке создаются благоприятные условия для снижения цен на нефть на 15−20 процентов. Выбранная стратегия распродажи запасов помогает Саудовской Аравии более гибко адаптироваться к спросу», — объясняет Михаил Крылов.
Тем более что американцы, кажется, приходят в себя после катастрофического падения цен в начале года. По крайней мере, число нефтяных вышек в США достигло дна, а на прошлой неделе подросло на семь штук.
…а танкерная армада растет
Интересно, что арабское государство решило именно распродавать резервы, а не увеличивать объемы добычи. Хотя считается, что возможности такие у королевства есть — потенциал для расширения производства составляет около двух миллионов баррелей в сутки. Реально ли существуют такие мощности, никто не проверял. Информация секретная, и все предположения — не более чем экспертная оценка. Есть искушение сказать, что Саудовская Аравия исчерпала свои возможности по добыче, но существует и более прозаичное мнение.
«Саудовская Аравия могла бы еще наращивать добычу, у нее есть резервные мощности объемом около двух миллионов баррелей в день. Тем не менее для извлечения большей части необходима новая инфраструктура и инвестиции; оставшаяся часть содержит слишком много серы, что делает нефть тяжелой и ограниченно годной для переработки. Например, на НПЗ в США», — поясняет главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова.
Параллельно Эр-Рияд принял еще одно важное решение, запланировав увеличение своего танкерного флота до 61 большого судна — то есть сразу на треть. Он должен стать самым большим в мире. Это может свидетельствовать о желании нарастить экспорт. Кроме того, большой флот даст возможность быстро увеличить оперативные запасы в случае нового затаривания рынка. В комбинации с усиленным расходованием нефтяных резервов такая мера явно говорит о готовности Саудовской Аравии к новому обвалу мировых цен. А значит, его стоит ожидать и прочим участникам мирового рынка, у которых королевство сейчас перехватывает инициативу.