Но вместо это мы наблюдаем сокращение помощи независимым медиа.
Убийство журналиста Павла Шеремета вызвало широкий резонанс в Беларуси – стране, где он родился, вырос и сформировался как журналист. Несмотря на вынужденный отъезд из Беларуси в результате трений с властями, Шеремет продолжал участвовать в журналистской и общественной жизни своей страны. В частности, он основал два заметных медийных проекта: «Белорусский партизан» и «Историческая правда». Работая в России, а затем в Украине, Шеремет продолжал следить за событиями в Беларуси и освещать их.
Журналист «Новой газеты» Ирина Халип, комментируя новость, обратила внимание на различие в восприятии убийств журналистов по сравнению с другими известными людьми.
«Я давно заметила: когда убивают политиков, рок-звезд, чиновников, бизнесменов, топ-моделей, адвокатов, воров – все задаются вопросами «за что?» и «кому выгодно?». Когда убивают журналистов, никто подобных вопросов не задает. Потому что журналистов убивают просто по профессиональному признаку. Особенно – хороших журналистов. «Журналист? Получи свою пулю». Вот и все. Быть журналистом – быть добровольной мишенью. Шеремет это знал, может быть, лучше, чем все остальные. Прощай, Паша», – написала Халип на своей странице в сети Facebook.
Журналист телеканала «Белсат» Светлана Калинкина, в прошлом коллега Шеремета по работе в «Белорусской деловой газете», в комментариях для Русской службы «Голоса Америки» назвала убийство Павла Шеремета самой большой потерей для Беларуси.
«Для Беларуси это, на мой взгляд, самая большая потеря, потому что сейчас непонятно, что будет с важными и популярными интернет-ресурсами «Белпартизан» и «Историческая правда», которыми Павел занимался лично, – пояснила Калинкина. – Что касается России и Украины, то очевидно, что цель таких показательных расправ – запугать. Я надеюсь, что цель не будет достигнута. Что эта страшная трагедия не напугает, а разозлит Пашиных коллег. По крайней мере, сам Шеремет делал все возможное и невозможное, чтобы, несмотря ни на что, журналисты оставались верны профессии».
Ранее на своей странице в Facebook Калинкина, которая в 2004 году вместе с Павлом Шереметом написала об Александре Лукашенко книгу «Случайный президент», разместила пост под названием «Дорога домой».
Калинкина, в частности, рассказала, как пыталась отговорить Шеремета от отъезда из Беларуси, но, по его словам, ему было нужно «либо уходить из профессии, либо уезжать».
«Сейчас, после его гибели, всем стало понятно, что же реально объединяет наши три страны, – во всех трех быть честным, принципиальным, неконъюнктурным – смертельно опасно», – так журналистка охарактеризовала общие черты работы Шеремета в Беларуси, России и Украине.
«Гибель Павла ошеломила всех. И в Украине, и в России коллеги Павла, друзья Павла сегодня говорят про ужасную трагедию. Но в Беларуси для очень многих людей его гибель – настоящее горе. Горе и для тех, кто его знал, и даже для тех, кто его не знал. Невосполнимая утрата, непоправимая потеря, беда… Этим взрывом подонки вырвали у нас кусок сердца…», - написала она.
Главный редактор интернет-ресурса Хартия-97 Наталья Радина в комментариях для «Голоса Америки» отметила, что журналистская активность Павла Шеремета принесла ему немало врагов. Наряду с тем, что его смерть, по мнению Радиной, выгодна России, журналистка не исключила и белорусский след:
«Про мотивы сказать сложно, но за усы Паша дергал всех, и врагов у него, безусловно, было много. Странно, что момент гибели Шеремета заснял телеканал, который в Украине считают пророссийским. Я обратила внимание, как сегодня работала российская пропаганда – они очень активно сели на эту тему и использовали гибель Шеремета для очередных нападок на власти Украины. Поэтому пока эта смерть очень выгодна только России. Нельзя исключать и белорусский след, учитывая устоявшуюся здесь практику убийств журналистов».
Радина также отметила, что убийство Шеремета демонстрирует: «Свобода слова в наших странах как никогда нуждается в защите. Вместо этого мы видим сокращение помощи белорусским независимым медиа. Это приводит к катастрофическим последствиям».
В комментариях для ресурса Хартия-97 Наталья Радина назвала Шеремета белорусско-российско-украинским журналистом и отметила его профессиональный успех.
«Во всех этих трех странах он добился известности: начинал в Беларуси в независимой прессе, стал личным врагом Лукашенко (он любил так себя называть, но это было правдой), попал в тюрьму как корреспондент ОРТ, после освобождения перебрался в Россию, а когда стали «закручивать гайки» и там, уехал работать в Киев».
Радина также напомнила, что 17 лет назад в Беларуси похитили коллегу Шеремета – оператора ОРТ Дмитрия Завадского.
«Сама я после гибели основателя charter97.org Олега Бебенина, инсценированной под самоубийство, не верю ни в какие криминальные версии гибели журналистов. В наших странах журналистов убивают за слово», – резюмировала Радина.