Белорус, проработавший в латиноамериканской стране полгода, рассказал, как живут простые венесуэльцы.
Необыкновенная дружба двух далеких стран - Беларуси и Венесуэлы - все крепнет. Уго Чавес приезжал в Беларусь уже не раз, танкер с нефтью прибыл, а десятки наших соотечественников сейчас там живут и работают: возводят агрогородки, строят заводы, даже нефть добывают, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
Нам стало любопытно: как им живется там, в Венесуэле. Собеседник газеты жил и работал в Венесуэле почти полгода, с ноября 2009-го по март 2010 года. Он успел побывать на самых крупных белорусских стройках и на венесуэльских предприятиях, в Каракасе и в венесуэльской глубинке вдалеке от побережья.
- Это другой мир. Не плохой или хороший, а просто - совершенно другой! - это главный вывод. - А теперь расскажу по порядку.
+30 круглый год, а вместо ворон – грифы
Когда я приехал, первый шок был - удушающая жара. Почти круглый год в Венесуэле 30 - 35 градусов, доходит и до +40, в декабре чуть меньше - около 28 - 32 градусов.
Но переносится эта жара легко из-за низкой влажности. Каждый день в 6 утра на улице уже светло, а в 7 вечера - темно. Экватор! Солнце встает и садится практически в одно и то же время круглый год.
Я долго думал, что за запах в воздухе?... Запах бензина, мазута, асфальта… А потом понял - это нефть, просто она везде. Нефти в стране огромное количество, Каракас стоит на нефти, она залегает на небольшой глубине от нескольких до десятков метров под землей. В Венесуэле добывают очень много нефти, но, кажется, не разведали еще и половины всего, что у них есть.
За городами здесь огромное количество попугаев. Зато в нем почти нет кошек - их не любят, не держат дома. Вместо ворон есть грифы, они кружат над городом и высматривают падаль, отбросы.
Еще очень много змей. Игуаны носятся! Там эти ящерицы не такие, как мы привыкли видеть - ленивое, застывшее существо. Они носятся на большой скорости и по земле, и по вертикальным поверхностям.
По Каракасу разъезжают вооруженные мотоциклисты
В городе высокий уровень преступности, это правда. Там трущобы стоят рядом с дворцами. Хотя дворцы, конечно, обнесены заборами. Официально, по переписи 2006 года, в Каракасе около 2,8 миллиона человек. Но еще несколько миллионов (точнее подсчитать никто сможет) живет в трущобах, которые называются «баррио» или «ранчо». Небольшие, очень скученные, напоминают такие «ласточкины гнезда вдоль горы. Большинство без стекол, почти все с решетками на окнах. В такой «дом», как правило, приходится подниматься просто по лестнице от одного к другому. Чаще всего такие постройки незаконны, однако полиция предпочитает там не появляться.
Ношение оружия официально запрещено, но при желании добыть «ствол» за вполне приемлемую сумму - не проблема.
Высокая безработица и низкий уровень жизни причина того, что в стране много наркоманов.
В больших городах настоящий бич - мотоциклисты, байкеры. Черные куртки, черные очки, каски, похожие на фашистские времен ВОВ, мотоциклы плюс оружие. Они нападают и мгновенно исчезают. Могут на светофоре пригрозить пистолетом, могут ехать и выхватить сумку. Характернейший эпизод: бандиты при свете дня перегораживают улицу машинами посреди дороги, и пока автомобили стоят в огромной пробке, мотоциклисты проехали и обчистили всех: деньги, кошельки, украшения, телефоны, компьютеры…
С такими лучше всего не спорить, а сразу отдать. Всех помним, как белорус-переводчик погиб из-за того, что не отдал сразу ноутбук. Такой вот бандит в него выстрелил и исчез.
Бензин дешевый, зато машины - дорогие
Машин в Венесуэле много, дороги - по 4 - 6 полос (их здесь называют autopista). И у многих - джипы, огромные, которые едят невероятные литры бензина. Но он копеечный: заправить бак стоит $1 - 2.
Зато машины очень дорогие, из-за ввозных пошлин. Поэтому машины «убиваются» до последнего. А «убить» ее нетрудно, дороги практически никто не контролирует. Мало кто соблюдает правила движения, на дорогах почти не сыскать ни полиции, ни гаишников. Они появляются только в случае ДТП или чтобы разрулить пробку в городе, хотя на них, как и на дорожные знаки, мало обращают внимания.
А вдоль дорог - кучи мусора, его просто выкидывают из окон машин, немало не заботясь об экологии.
На 15-летие девушке могут подарить новую грудь
Женщины в Венесуэле невысокие, большинство - около 160 сантиметров. Они совершенно непохожи на белорусок. В венесуэльцах течет кровь разных рас и народностей: испанцы, португальцы, местные индейцы, чернокожие, Юго-Восточная Азия… Очень следят за внешностью. Венесуэлка может прийти на работу, взяв с собой сменную одежду. Полдня походила, одежда кажется несвежей, пошла и переоделась!
Для девушки самый главный день рождения, когда ей исполняется 15 лет - это такой переход от детства к юности, очень серьезный праздник. Его празднуют очень торжественно, зовут много гостей… На этот день рождения долго копят деньги. И очень распространенным, желанным и престижным считается, если родители дарят дочери… деньги на операцию по увеличению груди. Здесь это стоит около 1000 долларов - один из самых низких тарифов в мире. На первый взгляд - примерно половина женщин в Каракасе - с переделанной грудью. Впечатляет, конечно.
Вообще же венесуэльцы могут показаться на первый взгляд пассивными. Мало чем интересуются, мало читают, куда-то ходят… Рестораны у них - это в большинстве своем заведения fast food или работающие самообслуживания. Вечером большинство ресторанов пусты, да и на улицах вечерами никого нет - опасно. Исключение - молодежные дискотеки, да центральные улицы, где много народу круглые сутки, и, скорее всего, на тебя никто не прыгнет из-за угла. Слушают стили реггетон и меренге. Звезды, кроме неизвестных нам местных имен, это Дженнифер Лопес, Шакира, Энрике Иглесиас… Любят и ходят слушать рок: недавно на стадионах были концерты Metallica и Guns’n’Roses, они прошли с аншлагом, а потом вокруг было много разбитых машин вокруг после. Фанаты везде одинаковы.
Венесуэльцы не приглашают домой, не принято. Кстати, в довольно типичной венесуэльской квартире для семьи среднего класса - необычная для нас планировка: одна комната примерно 20 кв. м - это общая гостиная, и по периметру еще 3 - 4 маленькие комнаты, по 6 - 8 квадратов.
Венесуэльцы в большинстве своем, кроме обязательного здесь в средней школе базового английского (уровень «читаю и перевожу со словарем»), никаких языков не знают. Местное наречие испанского здесь называют castellano. Само собой, не зная его, будешь здесь в изоляции. Исключение составляют хорошие отели: там говорят на английском, поймут и помогут.
Девальвацию провели за одну ночь
Боливар девальвировали за одну ночь 9 января 2010 года, и курсов к доллару стало два: 2,6 боливара за доллар США для транзакций, которые считаются приоритетными для правительства страны, и 4,3 боливара - для всех остальных.
До этого боливар к доллару был 2,15. Получается, национальная валюта обесценилась на 17% и 50%. Хотя, на черном рынке курс сильно прыгает, и весной доходил до 7 боливаров за доллар.
Конечно, магазины тут же стали накручивать цены. Чавес дал распоряжение, «прошелся» по ним, и через несколько дней после девальвации «за необоснованное завышение» цен закрыли 619 магазинов по всей стране.
Кстати, у них есть удивительная монета, достоинством в 12,5 сентимо, она появилась после деноминации 1 к 1000 в 2008 году.
Не опоздал на работу - получи премию
Обычные работяги получают (в пересчете на реальный курс) около 400 долларов в месяц, 800 - это уже выше среднего, зарплата в тысячу долларов - это очень хорошо. Социальное пособие - где-то порядка 200 долларов в месяц.
Здравоохранение - социальное, бесплатная медицина. Среднее образование - обязательное и бесплатное.
Профсоюзы защищают рабочих по полной программе. Лишний час работает - оплата в двойном размере. Если человек отработал пять дней и не получил выговор, не опоздал, не проспал - ему полагается премия за хорошую работу в виде оплаченного шестого рабочего дня!
Кроме того, рабочим выдается около 3 долларов США на еду каждый день, за счет нанимателя, это называется cesta ticket.
Обеды запивают колой
Спиртное в Венесуэле продают до 21.00. Пиво венесуэльцы пьют светлое, легкое. Темное найти почти невозможно. Виски, ром разбавляют колой обязательно.
А вот вино привозят из Чили, Аргентины, и, что интересно, по цене оно – почти как у нас, видимо, из-за ввозных пошлин.
Очень забавно, что все пиво в баночках по 0,25 и 0, 33 литра. Почему?.. Да потому что пиво тут пьют только очень холодным, а ведь нагревается оно мгновенно! Вот и продают в объемах, которые не успевают нагреться, пока ты их выпьешь.
Яблоки в несколько раз дороже, чем манго. Так же как и клубника, персики, сливы… То есть то, что там не растет. Кстати, огурцы у них - гадость редкостная, с толстой кожей, водянистые, похожи на цукини.
На столе венесуэльца есть «русский салат» - это нечто а-ля винегрет, только нарезанный очень большими кусками. Морепродукты - свежайшие, дешевые, есть всегда и везде. Но небогатые венесуэльцы при этом чаще всего едят рис и картошку с цыпленком и запивают колой. И на глазах толстеют.
Что почем?
Помидоры, мандарины манго - $1 - 2 за кг.
Тунец, дорада - по 1 - 2 долл. за кг. На пляже за 4 - 5 долл. вам подадут миску готовых морепродуктов, самых разных и очень вкусных.
Мясо - 5 долл. за кг.
Нежнейшая копченая полендвица - $14 - 15 кг.
Игристое вино - около $10.
Пиво (0,33) - 0,5 долл.
Бутылка виски 0,7 стоит 5 - 7 долл. местное или 10 - 15 долл. шотландское.
Великолепный свежий багет - 1/6 доллара.