Здесь вы не обязаны ни перед кем оправдываться или отчитываться – это ваше личное дело и ваш творческий выбор.
С 5 по 18 июня Белорусский Свободный театр проводит в Соединенных Штатах Америки – в рамках резиденции, организованной театральной компанией Orchard Project. Об этом пишет в своем блоге руководитель театра Николай Халезин.
Orchard Project – это проект, организованный группой единомышленников, которые решили посвятить свою деятельность помощи талантливых творческих личностей и коллективов. Территориально он расположен в одной точке – маленьком городке Хантер, на юге штата Нью-Йорк. Здесь, в четырех городках, расположенных рядом друг с другом, живет всего около 5 тысяч человек.
Хантер – не просто маленький городок. Раньше это был очень популярный курорт, который со временем утерял свою летнюю популярность. Но зато он невероятно популярен зимой, из-за расположенных здесь горнолыжных курортов. Зимой цены на проживание взлетают до заоблачных высот, и жители Хантера чувствуют себя снова на пике популярности, которая обвалилась на это городок после того, как вышел в американский прокат снятый здесь фильм «Грязные танцы» с Патриком Суэйзи в главной роли.
Хантер словно создан для того, чтобы здесь жили творческие личности. Здесь тихо, уединенно и потрясающе красиво. Когда спрашиваешь у местных жителей, не скучновато ли им здесь живется, отвечают: «Если скучно – съезди в Нью-Йорк. Всего-то три часа машиной». На неповторимой красоте этих мест и уединении и строилась концепция основателей проекта.
Ари Эдельсон – вдохновитель и организатор проекта Orchard Project. Это ему пришла в голову идея создания летней резиденции для театральных деятелей, где они могли бы работать над продуктом, который не могут создать в других местах по тем или иным причинам. И выбор маленького Хантера не случаен – здесь не беспокоят коллеги, не дергают по пустякам агенты, не просят приехать «на срочный разговор» продюсеры... Здесь есть все условия для отдыха и работы. Попасть сюда просто – необходимо отправить подробно заполненную форму, и ждать приглашения, которое получат полтора десятка счастливчиков из 600, подавших заявки.
Соискатели должны соответствовать нескольким критериям. Например, они должны заниматься театральной деятельностью. А еще – создавать проект, который не могут произвести там, где живут и работают. И неважно, что препятствует работе – недостаток средств, отсутствие помещения, политическая ситуация или катастрофическая загруженность работой. Важно одно – там ты этого сделать не можешь, здесь – можешь. Работая над проектом в Хантере, вы не обязаны ни перед кем оправдываться или отчитываться за то, чем занимаетесь – это ваше личное дело, и ваш творческий выбор. Если же вы решите показать какой-то фрагмент работы по итогу резиденции, все будут только рады и приложат максимум усилий для помощи в организации показа.
Всего в Orchard Project работает 4 человека. Еще около десятка – волонтеры, съезжающиеся сюда со всей Америки – отобранные по конкурсу. Их офис занимает первый этаж главного здания – большого красного дома, расположенного около пруда у подножья горы. Здесь большое рабочее пространство в формате студии, и комнаты для проживания. Главное здание открыто 24 часа в сутки, и так же круглосуточно здесь можно работать. Все помещение находится в зоне wi-fi, и проблем с коммуникацией в принципе не существует. Но полностью отсутствует телевидение, о существовании которого забываешь спустя три минуты после приезда. Если вернуться к теме волонтеров, то следует заметить, отбоя от желающих нет – американские студенты творческих вузов делают все для того, чтобы расширять свое коммуникационное поле, понимая, что любой из контактов может обернуться контрактом. Здесь мы встретились со студенткой, которой преподавали в Калифорнийском институте искусств Уолта Диснея прошлой осенью. Она прилетела в Хантер с другого конца Америки, из Лос-Анджелеса, чтобы месяц отработать бесплатно в Orchard Project.
Как и в каждом приличном доме, у Orchard Project есть свой талисман – пес по кличке Гас. Он – всеобщий любимец, и живет здесь вместе с хозяином все 4 года существования Orchard Project. Может быть, именно этот талисман помог убедить местных богатых людей согласиться начать финансирование фонда, благодаря которому существует Orchard Project. Сегодня они в восторге от затеи Ари, когда видят бренд проекта, рожденного в крошечном Хантере, на афишах крупных мировых театральных проектов. Это одно из правил резиденции – логотип Orchard Project должен стоять на полиграфической продукции проекта, который здесь готовился.
За 4 года существования Orchard Project есть чем похвастаться. Здесь работали многие из ведущих современных драматургов: Анни Бейкер, Эмилия ДеВоти, Руди Мех писал свой Method Gun для фестиваля Humana, а Лора Уэйд, преподававшая в лаборатории Fortinbras при Свободном Театре, писала пьесу Posh, поставленную в прославленном лондонском театре Royal Court. Здесь рождались бродвейский проект 33 Variations и офф-бродвейские Architecting и The Shipment.
Организаторы предупреждают до начала резиденции: «У нас есть незыблемые традиции – к примеру, вечером выходить с бокалом вина на берег реки». Весь набор «винного подвала» – не причуда организаторов, а статья расходов спонсоров. Здесь очень трепетно относятся к двум вещам – работе и отдыху. Работа должна быть обеспечена всеми необходимыми компонентами, равно как и отдых. Трепетное отношение к здоровью сказывается и на потребляемых алкогольных напитках. Здесь вам никто не предложит крепкого алкоголя, но непременно – хорошего вина. И только после ужина. Во время нашей резиденции один из дней отведен под встречу с друзьями – из разных городов Америки в Хантер съедутся театральные продюсеры, режиссеры, драматурги, чтобы встретиться с коллективом «Свободного театра». Возможно, в этот день, правило «только после ужина» будет нарушено. Но только в этот день.
Еще один критерий, предъявляемый к соискателям – «в их компании должно нравиться обедать организаторам Orchard Project». В этой шутке даже не доля правды, а вся она целиком. Коммуникативность – один из основных критериев при приглашении на резиденцию в Хантер. Одна из сверхзадач организаторов – создание международной сети театральных деятелей и содействие созданию крупных международных театральных проектов. К слову, кормят здесь вкусно. Преобладает растительная вегетарианская пища, рыба, курица, очень много зелени в самых разных вариациях. Подобная пища не дает тяжести в желудке, и способствует утренним пробежкам и занятиям йогой, которые ведет три раза в неделю супруга одного из организаторов. Из кулинарных «вольностей» – мороженое, на которое в основном налегают дети, не отягощенные мыслями о поддержании спортивной формы.
Белорусский Свободный Театр и здесь стал исключением, получив приглашение Orchard Project. До сих пор резиденция ни разу не принимала столь многочисленного театрального коллектива – 17 человек. До нас максимальное количество участников от одного проекта – 5-6. Как, к примеру, наши предшественники – группа, которая готовит мюзикл по заказу одного из нью-йоркских офф-бродвейных театров. Основной «массив» приглашенных на резиденцию – драматурги или пары драматург/режиссер, занимающихся подготовкой новых проектов.
Помимо главного здания, в распоряжении Orchard Project есть еще четыре дома, в которых живут непосредственно участники резиденции и приглашенные волонтеры. Дома очень удобны и оснащены всем необходимым: от полного кухонного набора до аудио-видео техники. Все дома очень рационально устроены: если есть большой холл, где проводят время вечером большие компании, значит он будет обязательно удален от спальной зоны, чтобы не тревожить тех, кто лег отдыхать, или работает.
Все дома расположены в живописных местах – либо на склонах гор, либо на берегу реки. Тихий берег – любимое место актеров, озабоченных заучиванием текста.
Река выполняет не только функцию «красивой картинки». Именно в нее заныривают те, кто навестил еще одно культовое место Orchard Project – сауну в доме Schoharie Creek House (каждый из домов, где живут участники резиденции, имеет свое имя). Сауна является культовой не потому, что в ней парятся выдающиеся актеры, драматурги и режиссеры современности – она объект борьбы за новые рекорды. Во время каждого нового заезда происходит «битва за рекорд» – в небольшую сауну набивается возможный максимум людей. Нашему заезду принадлежит уже два рекорда: в день приезда в сауне поместилось 18 человек, а спустя трое суток – 22. Этот рекорд и держится пока, но планируется еще один штурм рекордной вершины ближе к финалу резиденции.
Поздно вечером большинство «резидентов» собирается в зале Schoharie Creek House чтобы устроить джем-сейшн, или поиграть в «Мафию». В какой-то момент игры Ари произносит: «А теперь все засыпают». Играющие закрывают глаза, якобы погружаясь в сон.
«Мафия открывает глаза» – два игрока открывают глаза, «стреляют», закрывают снова... Потом открывают глаза все участники... Все, кроме Гаса. Ему не интересны игры, в которых никто не чешет тебя за ухом. К тому же, нельзя пренебрегать отдыхом, ведь завтра нужно работать – контролировать, как идут репетиции у Белорусского Свободного Театра.