Принятие «Кодексa о культуре» свидетельствует, что режим Лукашенко тоталитарный.
25 июля Лукашенко подписал Кодекс о культуре. Он, в частности, определяет порядок получения статуса творческого работника, подтверждаемый профессиональным сертификатом, который выдает экспертная комиссия при Минкульте.
Что ждет белорусскую культуру после принятия Кодекса? Этот вопрос «Салідарнасць» задала кинорежиссеру Юрию Хащеватскому.
«Как в старом советском анекдоте»
— А кто подтвердит уровень этих экспертов? А кто будет подтверждать компетенцию нашего министерства культуры? Это во-первых.
Всегда шел спор, какой у нас режим — авторитарный, диктаторский. Так вот, это нововведение свидетельствует, что этот режим тоталитарный. Ведь он во все щели влезает, абсолютно во все. Ему нужно захватить все, и он это делает.
Насколько творчество можно определить с помощью кодекса? Это абсолютная глупость, соответствующая разумению тоталитарных вождей и системы. Это напоминает старый армейский анекдот, помните? «Поезд! Стой, раз, два!» Примерно так и у нас теперь, творчеству хотят сказать «Равняйсь!» (естественно, на Александра Григорьевича), «смирно, раз, два!»
Цена соглашательства
— В этом смысле гибель творчества, которое пойдет на контакт с властью, неизбежна. Все, к чему они прикоснутся, превратиться в дерьмо. Это такой Мидас наоборот. Тот превращал в золото все, к чему прикасался, а эти… И мы это, кстати уже видим. Те люди, которые наплевали на систему, добиваются значительно больших успехов. Их творческие удачи куда интересней. И даже неудачи интересней.
Смех и презрение
Иоанн Павел ІІ как-то высказал интереснейшую мысль, что творцы — художники, музыканты, актеры — гораздо ближе к понятию «посредник с Богом», чем священники. И действительно, Микеланджело был гораздо ближе к Богу, чем любой из Борджиа (испанский дворянский род, давший миру двух римских Пап — Прим.), например. Или тот же Бах.
Но наши власти ведь считают себя богами, а комиссию — апостолами. Они думают, что могут руководить самым таинственным, что есть, наверное, в человеке — его умении творить, чувствовать, вкладывать это в картины новых миров и звучаний.
Эта мысль очень вредная, абсолютно бессмысленная и бесперспективная. Не может совхоз управлять Бахом. Все это вызывает смех и презрение