Бич для нашей экономики – низкая диверсификация, высокая степень зависимости от одного рынка.
Эксперты российского «Сбербанка» прогнозируют белорусской экономике падение в 2016 году и возможный рост в 2017 году, да и то на уровне статистической погрешности. Эксперты считают, что внутренние источники роста экономики исчерпаны.
Хотя объемы падения промышленного производства по итогам первого полугодия 2016 года по сравнению с первым кварталом уменьшились, однако перспективы роста ограничены:
«Вернуться к росту промышленности мешает химическое производство, которое в первом полугодии сократилось больше остальных отраслей (на 11,2%). Вполне логичный результат, учитывая падение спроса на мировом рынке калийных удобрений и, как следствие, снижения цен на удобрения», – цитирует обзор «Сбербанка» БелаПАН.
Более того, на фоне снижения реальных доходов населения сокращается потребление, «которое в ближайшее время останется основным сдерживающим фактором для восстановления экономики». «Сокращение внутренней торговли (12,3% в структуре ВВП) ускорилось до минус 4,2% в первом полугодии, против минус 3,1% в первом квартале», – констатируют аналитики «Сбербанка».
«В более долгосрочной перспективе белорусский экономический рост останется зависимым от экономического роста России. Наши расчеты показывают, что ускорение роста в России на один процентный пункт добавляет 0,7 процентного пункта в рост Беларуси», – считают аналитики «Сбербанка». По их оценке, в случае возобновления роста экономики России ежегодный рост ВВП Беларуси в 2018-2020 годах может составлять 2-3%.
«Безусловное падение экономики в этом году»
Старший аналитик Альпари Вадим Иосуб в интервью Белорусской деловой газете говорит, что прогнозы международных финансовых структур относительно развития белорусской экономики практически совпадают:
– Обзор «Сбербанка» повторяет не только прогнозы Евразийского банка развития; существует консенсус всех финансовых структур, которые дают прогнозы по Беларуси, включая МВФ, Всемирный банк, крупнейшие рейтинговые агентства. Речь идет о безусловном падении белорусской экономики в этом году (цифры могут немного отличаться), а в 2017 году в лучшем случае может произойти переход от рецессии к стагнации. Или, как говорят эксперты «Сбербанка», к анемичному росту: если рост и пройдет, то лишь на уровне статистической погрешности.
В принципе, никто с этими тезисами и не спорит: они самоочевидны.
– «Сбербанк» прогнозирует зависимость роста белорусской экономики от экономического роста России. Насколько оправданы такие прогнозы?
– Можно спорить о том, усиливается ли зависимость белорусской экономики от России либо просто остается на стабильно высоком уровне. Но проще перечислить отрасли экономики, которые не зависят от России: экспорт продуктов нефтепереработки, экспорт калийных удобрений – и все. Экспорт сельскохозяйственной продукции, машиностроения завязан на российском рынке. Экспорт продуктов нефтепереработки и калийных удобрений в денежном выражении падает, потому что снижаются цены на внешних рынках. Поэтому можно констатировать, что зависимость белорусской экономики от России, по крайней мере, не уменьшается.
Бич для нашей экономики – низкая диверсификация, высокая степень зависимости от одного рынка, об этом не говорит только ленивый. Официальные власти постоянно твердят о диверсификации экспорта, делали упор на Евросоюз, на страны дальней дуги, но никаких прорывов в этом пока не видно.