Плохие долги банков растут рекордными темпами.
Сохранение этой тенденции может привести к снижению прибыльности и банкротству предприятий, увеличению расходов бюджета.
За первое полугодие доля проблемных активов белорусских банков выросла почти вдвое и составила 13,4%. В денежном выражении этот показатель на 1 июля достиг 55,5 трлн неденоминированных рублей — исторический рекорд.
Плохие долги банков растут уже восьмой месяц подряд, и сохранение этой тенденции может привести к серьезным последствиям — банкротству предприятий, увеличению расходов бюджета, снижению прибыльности банков, предупреждают эксперты.
Причины роста проблемных активов
Во-первых, в Беларуси наблюдается серьезное замедление экономической динамики: по итогам прошлого года (ВВП снизился на 3,9% /news/220440/), за шесть месяцев нынешнего — на 2,5%.
«На фоне экономического замедления происходит ухудшение финансового положения целого ряда белорусских предприятий, которые являются заемщиками у белорусских банков», — отметил в комментарии для БелаПАН финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
Серьезное негативное влияние на экономическую динамику в Беларуси оказало резкое ухудшение ситуации в России в результате санкций стран Запада и ощутимого падения цен на нефть, газ и другие сырьевые товары.
«Белорусские предприятия столкнулись с падением объемов экспорта в Россию — как по причине девальвации российского рубля, что привело к падению рентабельности экспорта, так и в результате прямого сокращения спроса на белорусские товары со стороны российских резидентов», — говорит эксперт.
Еще одной причиной роста проблемных активов стала девальвация белорусского рубля — она ударила по тому сегменту валютных заемщиков, у которых либо отсутствует валютная выручка, либо она существенно сократилась.
«Особенно если мы говорим о валютной выручке из России, то важно понимать, что более 80% экспорта белорусских товаров и услуг оплачивается российскими рублями. И когда произошла девальвация российского рубля и спад спроса на белорусские товары в России, то, очевидно, снизилась валютная выручка в долларовом эквиваленте. Это негативно сказалось на белорусских предприятиях, которые являются валютными заемщиками, но при этом валютная выручка у них сформирована в российских рублях», — пояснил Александр Муха.
Кроме того, добавил он, белорусские банки изменили подходы к отражению проблемной задолженности, что также привело к росту проблемных активов.
«До поры до времени белорусские банки могли регулярно отзывать негативную информацию из Бюро кредитных историй по отдельным проблемным заемщикам и одновременно вносить изменения в действующие кредитные договора, чтобы минимизировать величину проблемной задолженности. Сейчас же они решили занимать более жесткую позицию в отношении проблемных заемщиков и перестали отзывать негативную информацию из Бюро кредитных историй и вносить изменения в кредитные договора. В результате таких подходов мы видим рост проблемных активов», — отметил финансовый аналитик.
Наконец, рост проблемных активов связан и с уменьшением финансирования хронически убыточных государственных предприятий.
«Раньше проблемное предприятие всегда могло рассчитывать на то, что либо государство даст дотации на погашение кредитов, либо непосредственно напрямую погасит кредит. Сейчас эта практика применяется меньше. Соответственно, проблемы, которые раньше были спрятаны за счет государственного рефинансирования, сейчас самым явным образом вылазят наружу», — пояснил старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.
Рост числа банкротств предприятий
Нынешний рост проблемных активов является рекордным и стал серьезным вызовом для белорусских банков.
«От того, в какой мере будет обслуживаться проблемная задолженность, зависит исполнение обязательство банков перед акционерами и вкладчиками», — констатирует Александр Муха.
Он также допускает увеличение расходов республиканского бюджета на возмещение потерь по проблемным кредитам белорусских сельскохозяйственных предприятий: «Может произойти незапланированное увеличение расходов бюджета по этим статьям, что может потребовать сокращения расходов по другим статьям».
Во втором полугодии эксперт прогнозирует замедление роста проблемных активов.
«Не думаю, что дальше мы будем видеть такие серьезные приросты, хотя радикального сокращения проблемных активов также не произойдет», — добавил Александр Муха.
В свою очередь Вадим Иосуб полагает, что рост плохих долгов банков продолжится, и это может привести к росту числа банкротств предприятий.
«Теоретически под этими кредиты есть заложенное имущество, гарантии. Может быть, за счет продажи активов, реализации залогов эти долги будут погашаться», — говорит старший аналитик форекс-брокера «Альпари».
Вместе с тем масштабного кризиса банковской сферы, от которого могут пострадать вкладчики, Иосуб в обозримом будущем не прогнозирует.
«Меры по реструктуризации, по банкротству предприятий должны быть приняты раньше, чем это превратится в реальную угрозу для вкладчиков», — подчеркнул Вадим Иосуб.