МВФ подготовил для Беларуси новые ценные указания, направленные на глубокое реформирование местной экономики.
Переговоры Беларуси с Международным валютным фондом о новом кредите получают весьма любопытное развитие. Чем дальше заходит разговор о деньгах, тем больше условий их предоставления официальному Минску приходится выполнять.
МВФ подготовил для Беларуси новые ценные указания, направленные на глубокое реформирование местной экономики, пишет naviny.by.
Чтобы лечить больного, нужен правильный диагноз
Предметные переговоры Беларуси с МВФ о новой программе длятся фактически уже больше года. Начиналось все с того, что весной 2015-го белорусские власти стали готовить «дорожную карту» структурных реформ, которая, как предполагалось, должна была стать основой для новой программы Беларуси с валютным фондом.
Однако формулировки типа «принять нормативный акт», «подготовить проект нормативного акта», присутствовавшие в «дорожной карте», навели персонал МВФ на мысль, что вместо реальных реформ кредитная программа может завершиться, как это уже было в 2009-2010 гг., формальным выполнением ее условий.
Наученные горьким опытом, представители МВФ захотели перейти от общих рассуждений о характере реформ к конкретным механизмам ее реализации.
Сегодня МВФ выступает в качестве одного из инициаторов создания в Беларуси диагностических центров, которые должны собирать всю информацию о состоянии национальной экономики и сигнализировать о необходимых переменах.
Первым шагом на этом пути стала диагностика банков, провести которую белорусским властям советовали специалисты МВФ. Независимая оценка качества активов девяти крупнейших банков Беларуси должна была завершиться к концу июля, а до конца года эту процедуру должны пройти и другие денежно-кредитные учреждения страны.
Благодаря независимой диагностике МВФ хочет увидеть истинное положение местных банков — реальное качество активов и глубину проблем, с которыми столкнулась финансовая система в связи с экономическим спадом в стране.
Теперь МВФ предлагает провести и другую диагностику — предприятий реального сектора Беларуси.
Источник больших рисков
Миссия МВФ, которая недавно посетила Минск, пришла к выводу, что Беларуси следует на постоянной основе проводить диагностику сектора госпредприятий.
В связи с этим персонал фонда рекомендует белорусским властям безотлагательно, то есть еще до конца 2016 года, создать в рамках Минфина подразделение, которое будет собирать полную информацию о деятельности госсектора, анализировать ее и разрабатывать меры защиты от фискальных рисков.
Кроме этого, эксперты МВФ рекомендуют белорусским властям провести до конца 2016 года инвентаризацию госимущества и создать на базе Государственного комитета по имуществу единого собственника всех госпредприятий.
Сегодня функции владельческого надзора за госсектором выполняют многочисленные министерства и концерны, а единой системы управления сектором госпредприятий в стране нет.
Почему эксперты международной финансовой организации столь пристальное внимание уделяют надзору за белорусским госсектором и диагностике ситуации в этой сфере?
По оценке МВФ, обязательства крупнейших предприятий составляют уже более половины ВВП Беларуси. В условиях, когда по официальным данным четверть организаций госсектора являются убыточными, накопленные обязательства предприятий — источник серьезных рисков для государства, которое в разных формах ранее (через бюджет, путем предоставления госгарантий по кредитам) одалживало большие деньги госсектору.
Кстати, весьма показательно, что тема рисков поднималась на прошлой неделе во время расширенного заседания правления Нацбанка. Как отмечал во время правления регулятор, «остаются значимыми основные риски для финансовой стабильности», а именно — ухудшение финансовых результатов деятельности значительного числа госорганизаций, высокий кредитный риск в банковском секторе, «а также высокий уровень фискальных рисков», констатировал Нацбанк.
Перемены в реальном секторе неизбежны
Эксперты Международного валютного фонда, чтобы улучшить финансовое положение местных предприятий, рекомендуют белорусским властям принять меры, направленные на повышение коммерциализации госсектора.
В частности, МВФ настоятельно рекомендует официальному Минску создать наблюдательные советы на всех госпредприятиях и перестроить функции корпоративного управления таким образом, чтобы субъекты хозяйствования были ориентированы на максимизацию стоимости предприятий для акционеров (в данном случае — государства).
Между тем, белорусские экономисты констатируют, что сегодня наши госпредприятия в ряде случаев напоминают «собесы», для руководителей которых важнее всего обеспечить полную занятость и выполнение целевых показателей, доводимых сверху.
Наблюдатели предполагают, что государство не будет спешить снимать с госсектора эти функции.
«Позиция государства может быть противоречивой и непоследовательной: на уровне риторики мы будем видеть требование повышать эффективность предприятий, но в действительности, как мы наблюдаем сейчас, карт-бланш на сокращение людей и снижение объемов производства у руководителей предприятий не будет», — предполагает старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.
По мнению эксперта, на глубокое реформирование госсектора власти могут согласиться в том случае, если других вариантов просто не будет.
«В текущей ситуации позиция государства напоминает позицию страуса, оно надеется, что нефть подорожает, российская экономика поднимется и белорусская вслед за ней», — считает Вадим Иосуб.
Вместе с тем, рано или поздно, прогнозируют белорусские экономисты, повышать коммерциализацию госсектора, как рекомендует МВФ, придется.
«Раньше государство могло позволить себе выдавать неэффективным предприятиям деньги из бюджета, устраивать для них налоговые каникулы, предоставлять им директивные кредиты. Сегодня для поддержания неэффективных предприятий остается все меньше и меньше средств», — говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
По мнению эксперта, в долгосрочной перспективе у Беларуси нет шансов сохранить модель, в которой неэффективные предприятия выполняют лишь функцию работодателя последней инстанции.
«Мы не сможем поддерживать эту модель. Ее можно на каком-то периоде сохранять, пока существуют деньги, но если их нет, источников для поддержания неэффективных предприятий не будет. Это математически невозможно», — резюмировала Ирина Точицкая.