В суде Центрального района Минска продолжается рассмотрение резонансного дела по обвинению в мошенничестве Владимира и Казбека Япринцевых и Александра Арабяна.
В пятницу показания давал Арабян, в понедельник приступили к допросу Казбека Япринцева.
Япринцев-младший и Арабян начали бизнес в группе «Трайпл» с компании «Трайплметаллтрейд», которую учредили Светлана Чиж и Владимир Япринцев. Компания сначала занималась импортом металла. Потом не самый лакомый актив передали молодым людям полностью. Компания стала называться ТМЦТ и занялась еще импортом цемента из Литвы, пишет tut.by.
Товарищ Япринцева-младшего и Арабяна Исаак Пападопулос, который скрылся от следствия за границей, в то время работал в «Нефтехимтрейдинге». Эта компания управляет заправками «Трайпла» и занимается классическими нефтепродуктами.
В 2011—2012 году «Трайпл» был активен на рынке нефтепродуктов — «и по биодизелю, и по классике». Компания реализовывала до 300 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц. И то этот объем был «только по одному виду топлива, а работали с несколькими», сказал Япринцев-младший.
В то время «по просьбе одного из топ-менеджеров «Трайпла», имя которого Казбек Япринцев не стал раскрывать, возникла офшорная компания Edena. Конечным бенефициаром стал сын Япринцева, который «поехал на Кипр, подписал документы».
У молодых людей интерес к нефтепродуктам был большой. К тому же у Исаака Пападопулоса был опыт торговли топливом, поэтому ребята решили попробовать сами торговать. «Украинцы зарабатывали на этих поставках куда больше, чем мы, посредники. Вся эта продукция шла через офшоры. Руководил этим направлением[Алексей] Олексин», — пояснил Япринцев-младший.
«Вспомнил, что на меня открыта Edenа, через нее можно работать», поскольку юркомпания и подписант у «Эдены» тот же, что и у офшоров «Трайпла». В суде озвучено, что реально в сделках «Трайпла» и ТМЦТ через офшоры подписантом с одной и второй стороны были одни и те же люди, представлявшие офшорные структуры с обеих сторон. Использование «Эдены» Казбек, по его словам, согласовал с «одним из топ-менеджеров Трайпла», а вот отцу не говорил — не его тема. Договорились, что клиентов «Трайпла» мы не дергаем. Но и «объемы у нас были совсем небольшие».
То есть Япринцев и Арабян оказались в струе в самом начале приснопамятной «растворительной» схемы с поставками нефтепродуктов.
Бизнес был очень простой. Edena покупала нефтепродукты у структур «Трайпла», а продавала преимущественно «офшорам украинцев». «Были зеркальные договоры, менялись только цена и сроки оплаты. Даже капитала никакого не требовалась, была 100%-ная предоплата», — сказал Казбек Япринцев. «Все было нормально до первого проблемного момента — запрета на экспорт таких специфических нефтепродуктов. Нас, естественно, не предупредили. Возникла проблема: были заключенные договоры, и тут мы узнаем, что поставка невозможна. С трудом разрулив тему, решили заняться классическими нефтепродуктами», — отметил сын Владимира Япринцева.
При работе с обычными нефтепродуктами «иногда требовались гарантийные письма для банков, которые не пропускали проплату на офшоры». «Отношения были доверительные» — если было надо, подписывал письмо или Владимир Япринцев, или сам Казбек.
«Отец подписывал не читая. Он оперативной работой «Трайпла» не занимался, полностью доверял Юрию Александровичу (Чижу) и Владимиру Леонидовичу(Ботвинко)», — сказал Казбек Япринцев.
Далее гособвинитель поинтересовался про его игру на «форексе». Ранее сообщалось, что именно там Казбек и потерял миллионы долларов. «Игра «форекс» мне незнакома. Мне знакомо хеджирование сделок», — кокетничает Казбек. Он сталкивался с форексом «два раза в жизни». В первом речь шла «о незначительной сумме в 20−30 тысяч долларов». Потом столкнулся самостоятельно — «прошел удаленный курс по интернет-трейдингу». «Игра - это то, чем занимаются форекс-компании в Беларуси и России, когда ставки идут по 100−200 долларов. Я бы никому не посоветовал…» — отметил обвиняемый. Он был в офисах Блумберг в США и Рейтер в Лондоне, знакомился с информационными продуктами. Узнал про хеджирование — «речь идет о страховании сделок фактически, покупке-продаже ценных бумаг и т.п.». Убытки на хеджировании были небольшие — 1−2% от сделки (упоминавшиеся в переписке потери с 6 млн — около 60 тыс. долларов), пояснил Япринцев-младший.
Как ранее сообщалось, 4 июля в суде Центрального района Минска начался суд по делу Владимира и Казбека Япринцевых и Александра Арабяна. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 209 Уголовного кодекса, — «Мошенничество». Статья предусматривает лишение свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.
Один из потерпевших — проживающий в Польше 36-летний директор компании «Газтранс» Андрей Рабцевич, которому обвиняемые должны были поставить топливо на 3 млн долларов: деньги получили, но обязательства не выполнили. Второй потерпевший — известный спортсмен Андрей Михневич, ущерб которому составляет 440 тыс. долларов.
Основной потерпевший, российский бизнесмен Юрий Савяк, потерял 27 млн долларов. Он уже дал показания в суде.
Полученные деньги, по оценке гособвинителя, обвиняемые тратили на собственные нужды, в том числе на возврат долгов и исполнение прежних обязательств перед другими лицами и субъектами хозяйствования. В том числе, как озвучивалось в суде, речь идет о попытках «закрыть» долги Япринцева-младшего от неудачных сделок на «Форексе».
По оценке, озвученной гособвинителем, офшорные компании Strawfield и Edena, связанные с обвиняемыми, фактически осуществляли свою финансовую и хозяйственную деятельность по принципу финансовой пирамиды.
Япринцевы и Арабян не признают свою вину, утверждая, что не пытались завладеть чьим-то имуществом, обманывая и злоупотребляя доверием. При этом они признают долги и предпринимали до своего задержания все возможные усилия по их возврату.
Как ранее сообщалось, совладелец холдинга «Трайпл» Владимир Япринцев и его сын были задержаны 11 августа 2015 года. Глава Комитета госбезопасности Валерий Вакульчик сообщил журналистам, что заявление о противоправной деятельности Владимира Япринцева поступило в КГБ летом 2015 года от белорусского бизнесмена Юрия Чижа и двух его партнеров из России. Позже был задержан и сам Юрий Чиж.
Как выяснил «Ежедневник», на начало февраля 2016 года в головной компании холдинга ООО «Трайпл» Юрий Чиж был собственником контрольного пакета — 66,5%. Остальная доля крупнейшего многопрофильного частного холдинга Беларуси, прежде принадлежавшая Япринцеву-старшему, была поровну поделена между известными россиянами — Иосифом Аксентьевым и Михаилом Мамиашвили (по 16,75%).