Вырастить быка под «мраморное» мясо на белорусских кормах - нереально, а люди не готовы тратить 50 долларов за килограмм говядины для стейка.
В 2012 году Лукашенко предложил очередной рецепт возрождения белорусского сельского хозяйства. В свойственной ему манере он «порекомендовал» местным колхозам выращивать элитное «мраморное» мясо, цена которого на мировом рынке доходит до 500 долларов за килограмм.
— Мраморному мясу быть, — сказал тогда диктатор. — Мы наладим отдельную переработку, вместе найдем рынки реализации и будем продавать. Надо своих людей приучать к нормальному мясу и излишки реализовывать в Москву.
Белорусские колхозники по традиции взяли «под козырек». Сразу несколько хозяйств закупили элитных бычков, которых специально привезли из США. Как рассказывают знатоки, американские желудки животных не вынесли белорусской кормежки — и через некоторое время часть поголовья, распределенного по колхозам, погибло. Оставшиеся же быки дали мясо совсем не того качества, которое ожидалось.
Спустя четыре года после начала «мраморной» эпопеи «Салiдарнасць» отправилась на Туровщину, чтобы понять, что мешает белорусам производить элитную говядину.
Хозяйство, куда приехали журналисты, несколько лет назад отдали под опеку одному из крупных государственных банков. Здесь на удивление чисто и опрятно: стоят несколько новеньких домов для размещения туристов, чуть поодаль виднеется окруженный каналом остров, на котором и пасутся быки породы Лимузин (Limousin). Их них возможно получить «мраморную» говядину — то самое мясо с красивыми жировыми прослойками, о котором мечтал глава государства.
— Я хочу сказать, что «мраморное» мясо — это миф, — с ходу озадачил директор хозяйства Андрей Кузьменко. — Это такой белорусский миф, который создан, чтобы раскрутиться как бренд.
По словам специалиста, во Франции, которая считается лидером европейского сельского хозяйства, такого понятия в принципе нет:
— На так называемую «мраморность» мяса они даже не смотрят. Да, важна порода быка, важен цвет мяса, и третий самый важный критерий — экологическая безопасность. Это когда смотрят расположение хозяйства, в каких условиях животное росло и где кормилось, оценивают луга, берут оттуда полный фон — в том числе и радиологический. Если бык вырос в идеальных условиях по этому критерию, тогда он считается самым дорогим.
Мясо, которое в Беларуси и некоторых других странах считается «мраморным», как считает руководитель сельхозпредприятия, не самое здоровое и полезное.
— Быка, чтобы получить жировые прослойки для мраморности, на месяц ставят на особый тип кормления (с высоким содержанием белков и углеводов), — поясняет Андрей Кузьменко. — Но корова — это же не свинья! Она должна пастись и есть травку, а мы ее обездвиживаем и пичкаем этими добавками и концентратами. Для природы это все аномалия. Тот скот, который имеет мраморную прослойку, — это больной скот. Животное, которое убили и получили «мраморное» мясо, где-то через месяц бы умерло само.
Туровское хозяйство, как оказалось, не производит мясо, а лишь разводит быков «для племенных целей», а затем отправляет в Россию и Казахстан. Все потому что продать разрекламированную Лукашенко «мраморную» говядину в Беларуси оказалось нереально.
— Вы видели цены в «Короне»? — поинтересовался Кузьменко. — Там продается российское мясо, и его цена начинается от 560 тысяч... Здесь играет роль социальный уровень нашего населения и его покупательная способность. Не каждый может себе позволить купить стейк за миллион. В Беларуси культуры потребления стейков, на самом деле, нет — мы еще от свинины не отошли.
Специалист буквально на пальцах объясняет, почему выращивание «мраморного» сегодня, на самом деле, не лучшая идея для Беларуси:
— Смотрите, из взрослого быка «мраморного» мяса получается всего около 30 килограммов. Остальное продается как обычное мясо от обычного быка. То есть, всего мы зарабатываем с одного быка примерно 48 миллионов рублей, а на племенную продажу мы зарабатываем с него 60-70 миллионов. Какой смысл его продавать на мясо?
В то же время руководитель предприятия замечает — если будет заказ, то он готов за два месяца произвести «мраморное» мясо. Однако пока таких заказов нет.
Таким образом, результатом «мраморной» эпопеи стало лишь разведение элитных пород быков в нескольких белорусских хозяйствах, а также небольшое производство мяса в Волковыске, которое идет на продажу в московские рестораны. В то же время некоторые белорусские рестораны и, как нам рассказали, некоторые чиновники из управления делами Лукашенко закупают российскую «мраморную» говядину.
Что само по себе тоже вносит ясность в общую картину.