Условия получения кредита от Евразийского фонда стабилизации и развития предполагают жесткую денежно-кредитную политику в Беларуси. Однако сдерживание кредитования негативно сказалось на состоянии многих предприятий, пишет «Белрынок».
То есть, возникла тупиковая ситуация: деньги экономике надо было бы дать, но делать это запрещено. По мнению экспертов издания, правительство и Нацбанк нашли способ профинансировать экономику, не увеличивая денежную массу. Для этого в Беларуси создается Агентство по управлению активами.
Согласно указу президента, Агентство выкупит у коммерческих банков и Банка развития фактически безнадежные кредиты сельскохозяйственных предприятий, а также проценты по таким кредитам, начисленные Банком развития. В сумме получится более 500 млн рублей (5 трлн по-старому).
Данные кредиты банки могли бы просто передать Агентству, но решено, что будет осуществлена операция выкупа. Деньги на такой выкуп предполагается получить за счет размещения облигаций облисполкомами, а также облигаций Минфина и ряда других источников.
Таким образом, «мертвые» обязательства сельскохозяйственных организаций в балансах банков будут заменены на живые деньги и высококачественные по белорусским меркам ценные бумаги. Это увеличит возможности банков по поддержке экономики.
Такие меры увеличат лимит внутреннего государственного долга увеличивается на 500 млн рублей. При этом денежная масса в стране увеличена не будет, и вообще баланс Агентства не будет учитываться при расчете параметров банковской системы Беларуси, так как оно не является ни банком ни финансовой организацией.
Подобный прием руководство Беларуси использует уже второй раз. Первый раз он применялся после получения кредитов МВФ и Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Чтобы обойти требования этих международных организаций по ограничению объемов льготного кредитования, был создан Банк развития, баланс которого был выведен за рамки банковской системы.
Но спустя несколько лет международные финансовые организации поняли, что произошло, и начали учитывать средства Банка развития при оценке объемов финансирования банками белорусской экономики. А с 1 августа Банк развития по требованию международных организаций поставлен под контроль Нацбанка.
Таким образом, существование Банка развития потеряло смысл (в данном отношении), он нашел себе другие ниши в белорусских финансах, а руководство Беларуси, похоже, решило повторить попытку обойти ограничения по кредитной поддержке экономики, создав на этот раз уже и не банк, а просто агентство.
Однако данная мера не останется незамеченной, так как она приведет, в частности, к росту государственного долга РБ, ограничение которого является одним из индикативных параметров матрицы мер реформ, которые обязуется осуществить Беларусь в связи с получением кредита от Евразийского фонда стабилизации и развития. Впрочем, не исключено, что фонд закроет глаза на такие действия руководства Беларуси.