Сначала им обещали выплатить деньги, но потом вовсе перестали отвечать на звонки.
«Мне 32 года, а иногда приходилось просить у родителей деньги на билет — на работу в клуб ездил из другого города. Мне самому стыдно, но того, что я получал, не хватало даже на самые мелкие нужды», — рассказывает Алексей, долгое время проработавший охранником в Blackhall Bar, популярном ночном заведении в центре Минска. Владельцы клуба не отрицают, что с выплатой зарплат есть проблемы, но уверяют, что все долги будут закрыты.
В схожем положении с Алексеем оказались многие сотрудники клуба: от охранников и уборщиц до танцовщиков и артистов. Сначала им обещали выплатить деньги, но потом вовсе перестали отвечать на звонки, пишет tut.by.
«Пришел на работу, а на дверях клуба — замок»
Проблемы с выплатой зарплат, по словам сотрудников, начались около года назад.
— Я работал с самого открытия — поначалу деньги были нормальные, зарплаты платили вовремя. А потом у клуба сменились учредители — зарплаты начали задерживать. За несколько месяцев перед работниками образовался долг, но нам обещали: «Подождите, скоро ситуация успокоится, и мы все выплатим». Если бы сразу перестали платить зарплату, многие бы ушли, — продолжает охранник Алексей.
По его словам, за одну 10-часовую смену охранникам платили 450 тысяч рублей — в месяц можно было заработать около 8−9 миллионов (суммы в неденоминированных деньгах). Но в действительности он не получал даже половины. В конце концов безденежье и обещания владельцев Алексею надоели, и он уволился из клуба в феврале, но бывший работодатель до сих пор не рассчитался с ним.
А вот коллега Алексея по охране, Игорь, несмотря на невыплаты, из клуба так и не уволился. В начале июня он просто пришел на работу и увидел, что на дверях заведения висит замок.
— Сейчас я не могу даже свою трудовую забрать. Дверь закрыта. Я пытался связаться с учредителями, с бухгалтером — никто не поднимает трубку, не идет на контакт, — говорит Игорь. — Зарплату задерживали сначала на полмесяца, потом — на месяц, на полтора, два… Например, зарплату за прошлый август мне отдали только в ноябре. Сейчас мне должны под 30 миллионов.
Правда, стоит отметить, что суммы, о которых говорят работники, нигде не подтверждены. Их оговаривали на словах. В договорах прописаны оклады в меньших размерах.
По словам танцовщицы Виты, которая работала в шоу-балете Blackhall Bar, ей клуб задолжал 37 миллионов рублей.
— Постоянно недоплачивали какую-то часть — вот и накопилась такая сумма. Нам платили за отработанную ночь. Бывало так, что, например, две ночи оплачивали, а три — нет. Потом мы вообще неделю могли деньги не получать.
Последний год Вита жила на то, что удалось отложить — в «хорошие времена» она зарабатывала 12 миллионов рублей в месяц. Плюс, редкие подработки. Уволилась девушка в июне, за несколько дней до закрытия клуба.
— Когда забирала свою трудовую, мне сказали обращаться по поводу денег к учредителю и бухгалтеру. Я звонила, но мне никто не отвечал. Я хотела идти в Минтруда, но потом поняла, что, наверное, смысла уже нет, потому что клуб закрылся, — вздыхает Вита.
Один из сотрудников шоу, который пожелал не называть свое имя, также подтверждает, что задержки выплат начались около года назад, а весной 2016 года перестали платить вообще.
— Артист, который развлекает гостей, не самая необходимая специальность для клуба. В январе 2015 года с наступлением кризиса мне урезали количество рабочих смен и размер гонорара больше, чем в два раза.
Артист уверяет, что ему должны 40 миллионов, но вернуть свои деньги молодой человек уже не надеется: «Работа в клубе дала мне много всего хорошего, если не считать вот этих проблем с гонорарами». Сам он не скрывает, что в штате клуба не числился, говорит, что работал неофициально.
«Люди оставались, потому что понимали: уйдут — вообще не увидят своих денег»
Есть сотрудники, которые настроены решительно и все-таки хотят вернуть свои деньги. Начальник охраны Blackhall Bar Никита вместе со своим заместителем уже обратились в комитет по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома, дальше они планируют идти в суд.
По словам Никиты, ему должны около 160 миллионов.
— Платить зарплату мне перестали весной прошлого года. В ноябре я перестал работать, но официально я там числюсь до сих пор. В месяц я зарабатывал около 1500 долларов, но в документах значилось лишь 5,5 миллиона. Но даже эту официальную часть я не могу получить.
Также он говорит, что охранники иногда получают чаевые: «Охранник может получить чаевые за вежливое обращение: за то, что дверь открыл, проводил к машине, сопроводил девушку богатого человека в туалет, чтобы ее не толкали».
Сам Никита занимается бизнесом и тренирует в зале, так что клуб не был его единственным источником дохода.
— Люди оставались работать, потому что понимали, что если ты уйдешь в другое место, денег своих точно не увидишь никогда, — так Никита объясняет, почему он и другие сотрудники продолжали работать, даже когда не получали зарплату.
«Независимо от того, будет клуб работать или нет, зарплаты — это первоочередные выплаты»
Сотрудники говорят, что заведение закрылось из-за долгов по аренде. В компании ЗАО «Горизонт-Белинвест-Девелопер», у которой Blackhall Bar арендовал помещение, эту информацию не комментируют.
— Blackhall Bar закрыт на ремонт, — заявила директор ЗАО «Горизонт-Белинвест-Девелопер» Инна Ковалева.
Татьяна, юрист компании ООО «Черхолл», владеющей клубом, рассказывает:
— С 13 июня деятельность предприятия приостановлена до сентября в связи с расторжением договора аренды. Все сотрудники уведомлены об этом и отправлены в отпуск за свой счет.
Налоговые органы и ФЗСН уведомлены в законодательном порядке, что объявлен простой без ликвидации. В течение этого месяца должна определиться дальнейшая судьба предприятия: либо клуб продолжит работу, либо будет ликвидирован. Это зависит от решения учредителей.
Татьяна признает, что у клуба были проблемы с выплатой зарплат сотрудникам и уверяет, что все долги будут закрыты:
— Сейчас сложно. Случился кризис и у предприятия действительно были задержки в выплате заработной платы. Вне зависимости от того, возобновит предприятие работу или ликвидируется, заработная плата — это первоочередные выплаты. Каждый сотрудник имеет право получить свою зарплату в любом случае. О конкретных сроках выплат я сейчас говорить не могу, потому что деятельность приостановлена. Когда будет понятно, что с клубом будет дальше, тогда и решится что-то с зарплатами.
Факт выплаты «серых» зарплат, о которых говорят сотрудники, юрист отрицает:
— Нет, такого не было — все выплачивали официально. Суммы долгов по зарплате я не знаю, потому что доступа к бухгалтерии у меня не было.
— Многие сотрудники говорят, что не могут дозвониться до руководства и забрать свои трудовые книжки, чтобы устроиться на новую работу.
— Это неправда. Они могут позвонить, и, если кому-то надо устроиться на работу, мы выдадим трудовые книжки со справкой с уведомлением о том, что деятельность предприятия временно приостановлена.
А вот поговорить непосредственно с руководством у журналистов не получилось.
Сотрудники клуба говорят, что по вопросам зарплат они обращались к Виталию Х. Мол, именно он принимал решения по трудоустройству.
Сам Виталий говорит, что это не так:
— Никогда в жизни, ни одного дня я не был учредителем Blackhall Bar. Я являюсь постоянным клиентом, часто отдыхал там и очень близко дружу с учредителями. Но в самом клубе я не работал никогда.
Учредитель, контактами которого поделился Виталий, и бухгалтер предприятия на протяжении трех дней были недоступны для комментария.