Нацбанк объявил о снижении ставки рефинансирования с 20 до 18% годовых и ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям НБ по поддержке текущей ликвидности банков с 25 до 23% годовых – с 17 августа. Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич обождал бы с понижением ставок.
Ставки снижены
3 августа правление и комитет по монетарной политике Национального банка приняли решение снизить ставки на 2%.
Нацбанк объясняет свое решение динамикой инфляционных процессов, состоянием платежного баланса и его текущего счета, ситуацией на валютном и финансовом рынках Беларуси: в июне инфляция замедлилась до 12,1% в годовом выражении, среднемесячный прирост потребительских цен во II квартале 2016 года составил 0,5% (год назад – 0,8%), прирост средней широкой денежной массы в июне в годовом выражении составил 14,1%.
Однако решение регулятора идет вразрез с рекомендациями Евразийского банка развития (ЕАБР) и МВФ, которые советовали повременить со снижением ставок.
"Я бы обождал"
Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич не спешил бы с понижением ставок, хотя и считает решение регулятора в определенной степени оправданным – нужно оживлять рынок.
-Очевидно, Нацбанк считает, что в экономике наступила реальная стабилизация – в сфере инфляции, валютного курса, поэтому снижает ставку рефинансирования. Ставка должна быть близка к уровню инфляции, которая за полугодие составляет 7 с лишним процентов, за год может достичь 15%. А ставка рефинансирования снижена до 18%. Если нет паники, если наблюдается некая стабилизация (а доллар стоит меньше двух рублей), то Нацбанк и снижает ставку рефинансирования. Учитывая давление, которое оказывает реальный сектор, правительство, промышленность на удешевление кредитов, то под давлением и с учетом текущей ситуации снижение и произошло.
-Грубо говоря, неэффективные предприятия удешевили себе кредиты?
-Я считаю – да. Но в определенной мере такое решение оправдано. Стабилизация налицо, но вызвана она не ростом экономики, а рецессией – в этом проблема. Валютный курс стоит, потому что падает импорт, нет спроса на валюту.
-Нацбанк принял решение вопреки рекомендациям МВФ и Евразийского фонда развития (ЕАБР)…
-Мне ближе позиция Нацбанка.
Оживления в экономике нет, рецессия продолжается, спрос на валюту отсутствует. Конечно, инфляция очень высокая по любым меркам; даже если инфляция за год составит 15% - это чрезвычайно высокий показатель. В сложившихся условиях по классическим канонам нельзя снижать ставку рефинансирования.
А с другой стороны, надо как-то оживлять экономику. А чтобы оживлять экономику, ей нужно дать недорогие денежные ресурсы, недорогие кредиты. Видимо, исходя из этих соображений Нацбанк и действует.
Лично я выждал бы еще какое-то время. Стабилизация вроде и налицо, но связана она с рецессией, стагнацией, связана с падением денежных доходов населения, с падением зарплаты. Стабилизация наблюдается не с плюсом, а с минусом, поэтому следовало бы выжидать. Но для оживления экономики надо снижать процентные ставки на кредиты. Процентные ставки сегодня составляют 30% и больше – разве она подъемная для реального сектора экономики?
Иллюстрация: belrynok.by