Адвокат Анатолий Башловка заявил, что преступление организовали специалисты со спецподготовкой.
Правоохранители ищут свидетеля закладки взрывчатки под автомобиль, в котором смертельные ранения получил Павел Шеремет. На опубликованном Генпрокуратурой видео видно мужчину, который шел навстречу исполнителям преступления, напоминает РИА «Новости Украина».
На данный момент не установлены личности мужчины и женщины, которые заложили взрывное устройство. В то же время, исходя из их телосложения и походки, следствие предполагает, что мужчина и женщина являются спортсменами.
Представитель генпрокуратуры Андрей Шевченко рассказал, что взрывное устройство было не стационарное, которое находится на вооружении в воинских формированиях Вооруженных сил Украины, а самодельное.
На данный момент проверяются лица, которые имели соответствующие доступы к таким взрывным устройствам. Что касается наиболее вероятных мотивов, то речь шла прежде всего о профессиональной деятельности, личных неприязненных отношениях, возможной попытке дестабилизации ситуации в стране и ошибке при выборе объекта преступления.
Вероятность найти свидетеля и распутать дело об убийстве Павла Шеремета в эфире радиостанции «Голос Столицы» спрогнозировал адвокат Анатолий Башловка.
- Насколько велика вероятность, что свидетеля найдут или он сам решится на помощь следствию?
– Теоретически можно найти этого свидетеля. Но самый важный вопрос заключается в том, что он преступников не видел фронтально. Он их мог видеть только периферийным зрением, ночью. Мало того, что его надо найти, нужно еще определить, чтобы он что-то вспомнил.
И потому вероятность того, что он запомнит каких-то людей, которые выходили из темного места, достаточно маленькая.
То, что люди – спортсмены, я согласен. Мужчина и женщина примерно одинакового роста. Видно, что у мужчины, скорее всего, есть усы с бородой. Видна черная окантовка на лице.
Давали комментарий, что он хромает, но это, скорее всего, не подтверждается, потому что видно было, что когда он спускается, он будто имитирует пьяного человека, который переходит на другую сторону дороги.
Это сделано для того, чтобы, если в тот момент, когда по параллельной стороне дороги идет женщина и закладывает мину, отвлечь на себя полностью внимание. Это говорит о том, что люди владеют психологическими навыками и подготовкой. То есть они четко понимают, что делают. Это не случайные люди. Это люди, которые прошли достаточную спецподготовку.
- Судя по всему, они еще и умеют работать в паре?
– Дело даже не в этом. Это очень специфические знания, которые получали раньше в наших разведшколах. То есть в ГРУ и т. д. И для людей такой подготовки собрать взрывное устройство не составляет труда.
По их поведению, по их движениям видно, что люди сработанные. Не знаю, может один из пары или двое, но они однозначно прошли спецподготовку.
- Сейчас идет проверка людей, которые могли сами сделать подобное взрывное устройство. Можно ли за счет подобной проверки выйти на нужных людей?
– Я уверен, что это невозможно. Круг людей, которые на сегодня могут изготовить самодельное стационарное устройство, достаточно велик. Во-первых, очень много людей прошли зону АТО. Во-вторых, инструкции по изготовлению можно найти в интернете. В-третьих, сразу после Майдана службой и специалистами проводились обучения диверсионных групп на случай партизанской войны. И это обучение прошло колоссальнейшее количество людей, которые мы с вами идентифицировать не можем. Установить личности этих людей, мне кажется, абсолютно нереально.
- Стоит ли вообще представителям следственных органов до момента, когда они получат какую-то конкретную информацию, сообщать, что есть свидетель, которого пока не могут найти?
– В этой ситуации брифинг Деканоидзе был, скорее всего, больше связан с пиар-составляющей. Если это идет специальная игра для того, чтобы выманить человека или посмотреть на реакцию каких-то лиц – это полезно. Но если это идет пиар-раскачка ситуации, отчет о том, что полиция что-то делает, то это, конечно, очень глупо.
Розыск – это очень тонкое дело. Это искусство. Если вы помните, бывают иногда случаи, когда идет инсценировка заказного убийства, идет отчет перед заказчиком, это все документируется, происходит выявление заказчика, что очень тяжело. В этот момент очень все тонко, это на уровне искусства.
- Четыре версии убийства озвучил представитель ГПУ Шевченко. Можно ли говорить, что какие-то версии упущены?
– Версия, которая касается Притулы – я думаю, это абсолютная глупость. Потому что Павел Шеремет все время выступал на радио. Предполагать, что каким-то образом вдруг Алена Притула в семь утра выходит и садится в машину, куда-то едет, абсолютно глупо. Люди понимали, что этот человек по графику ездит на эфир.
Что касается версии о профессиональной деятельности: со всем уважением к Павлу Шеремету, но я не помню каких-то резких заявлений, расследований или чего-то, что он мог делать, что в результате его устранения что-то не произошло бы. И смысл устранять человека, если череда событий на этот момент не прекращается?
Я прослушал его последние интервью, я прослушал последние выступления – талантливый человек, очень глубокий, который дает очень хорошую обширную информацию, но его отсутствие или присутствие абсолютно не изменяет и не влияет а дальнейшую череду событий. Поэтому версия о профессиональной деятельности мне тоже очень маловероятной кажется.
Вопрос дестабилизации ситуации, я считаю, самый реалистичный, потому что выбрана фигура значимая, известная не только в Украине, но и в России, и в Беларуси, и очень просто преподнести людям такое публичное убийство.
Я думаю, что по этой версии нужно больше всего и работать. Потому что она просто логически сопоставляется.
Ранее политический эксперт Дмитрий Разумков в эфире "ГС" предположил, что профессиональная деятельность журналиста Павла Шеремета не могла стать причиной его убийства.